Перейти к основному содержанию

ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

1.    ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОГО МСХ

2.    МИРОВОЙ АПК И ДИНАМИКА ЕГО РАЗВИТИЯ

3.    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АПИ

4.    ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА.

 

1.ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство является главным звеном агропромышленного комплекса, дающее около половины про­дукции АПК, сосредоточившее две трети его основных про­изводственных фондов и рабочей силы. Сельское хозяйство считается второй ведущей от­раслью материального производства, где в зависимости от уровня развития той или иной страны занято от 2 до 43 % экономически активного населения.

Традиционно, исходя из двух критериев, можно судить об уровне развития экономики страны (табл. 2.1):

1) доле занятых в отрасли сельского хозяйства

2) доле сель­скохозяйственной продукции в ВВП

 

Таблица 2.1 - Показатели развития сельского хозяйства ( %)

Страна

Количество занятых в сельском хозяйстве

(% от общего количества)

Сельское хозяйство как источник ВВП

(% от общего объема)

США

2

1,2

Канада

3

2,2

Япония

5

1,3

Франция

2

2,5

Италия

5

2,2

Австралия

4

8,3

Россия

10

5,0

Польша

18

3,0

Бразилия

20

10,1

Египет

27

13,9

Индонезия

43

16,2

 

Основным фактором производства в сельском хо­зяйстве является земля, которая в отличие от других средств производства не является продуктом человече­ского труда. При рациональном использовании в сель­ском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но и улучшает их, а все другие средства производства пос­тепенно морально и физически устаревают и заменяются другими. Следовательно, земля может выступать в дан­ном случае и как предмет труда, и как средство труда.

Общая площадь мирового земельного фонда составляет более 13 млрд га.

В структуре мирового земельного фонда

·               только 11 % приходится на обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники),

·               23% - на луга и пастбища,

·               33 % - на малопродуктивные земли (пустыни, болота, высокогорья) .

В России площадь пашни составляет около 130 млн га (это примерно 7 % от мировых пахотных земель). Также необходимо отметить и качество пашни: в России сосредоточено 40 % черноземов мира.

Немаловажной особенностью, свидетельствующей о достигнутом пределе освоения земель, пригодных для сельского хозяйства, является незначительное изменение площадей в динамике за последние десятилетия, занимаемых различными видами сельскохозяйственного производства.

Любопытна статистика -

в 1979 - 1981 гг. в мире на душу населения приходилось 0,25 га пахотной земли, в 1999-2001 гг. - 0,23 га.

В странах с высоким уровнем доходов этот показатель сократился с 0,44 до 0,37 га на душу населения (в развитых странах наблюдается сокращение площади пашни, которое вызвано не столько ограниченными земельными ресурсами, сколько такими экономическими факторами, как перепроизводство основных сельскохозяйственных культур и снижение цен на фермерскую продукцию);

в странах с низким уровнем доходов - с 0,23 до 0,17 га (из-за роста общей численности населения),

в странах со средним уровнем доходов, наоборот, произошло заметное увеличение пашни на душу населения - с 0,18 до 0,24 га.

В современном мире идет процесс деградации почв. Вследствие эрозии из оборота ежегодно выводится 6 -7 млн га сельскохозяйственных угодий, мир теряет 9 млрд т пахотного слоя. Серьезную угрозу земельному фонду представляет опустынивание, которое охватило территорию в 9 млн км2.

Одной из особенностей развития мирового сельского хозяйства следует отметить резкую диспропорцию в размещении основных аграрных производящих районов и регионов потребления. Это объясняет необходимость и значимость вовлечения составных частей АПК в систему международного разделения труда.

Основными факторами размещения и специализа­ции сельского хозяйства можно назвать следующие:

1.  Природные, которые в основном связаны с ка­чеством почв, сезонным характером сельского хозяйст­ва, количеством осадков, обеспеченностью водными ресурсами, топографическими условиями местности, уровнем развития производительных сил в сельском хозяйстве и т. д.

2.  Социально-экономические — наличие трудовых ресурсов и степень их квалификации, наличие перера­батывающих предприятий, степень развития транс­портной инфраструктуры, близость к агломерирован­ным зонам и др.

3.  Научно-технический прогресс, который спо­собствует существенному повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

4.  Государственное регулирование. Данный фак­тор характерен только для развитых стран, в которых государство оказывает влияние на размещение и спе­циализацию сельского хозяйства за счет экономиче­ских методов воздействия: поддержка цен на продук­цию сельского хозяйства, кредитование сельхозпред­приятий и т. д.

Исходя из вышеизложенных факторов, а также учитывая специфику сельского хозяйства как отрасли, можно выделить страны с наибольшей и наименьшей зависимостью от сельского хозяйства (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 - Экономическая зависимость стран от сельского хозяйства

 (% ВП сельского хозяйства в ВВП страны)

 

Страны с наибольшей экономической зависимостью от сельского хозяйства

Гвинея- Бисау

62,6

Гана

37,9

Гвинея

24,9

ЦАР

55,6

Бенин

36,9

Албания

24,7

Бурунди

51,5

Кыргызстан

36,6

Таджикистан

24,2

Эфиопия

46,9

Мали

35,6

Армения

23,4

Лаос

46,8

Камбоджа

32,9

Сирия

23,0

Танзания

44,8

Гамбия

32,0

Гватемала

22,5

Камерун

44,2

Узбекистан

31,1

Пакистан

22,4

Того

41,2

Буркина-Фасо

30,8

Кот-д'Ивуар

22,1

Руанда

40,5

Мадагаскар

28,8

Вьетнам

21,8

Непал

40,3

Гаити

27,4

Мозамбик

21,6

Судан

39,3

Парагвай

27,2

Молдова

21,3

Малави

39,1

Кения

26,8

Индия

21,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Страны с наименьшей экономической зависимостью от сельского хозяйства

Сингапур

0,1

Австрия

1,9

Финляндия

3,2

Люксембург

0,6

Оман

1,9

Австралия (2003)

3,4

Тринидад и Тобаго

0,9

Канада (2001)

2,2

Польша

3,4

Великобрита­ния

1,0

Дания

2,3

ЮАР

3,4

Германия

1,1

Нидерланды

2,4

Испания

3,5

США (2003)

1,2

Франция

2,5

Словакия

3,6

Япония (2003)

1.3

Ботсвана

2,6

Португалия

3,7

Бельгия

1,4

Италия

2,6

Финляндия

3,2

Швейцария(2002)

1,4

Ирландия(2003)

0 7

Южная Корея

3,7

Норвегия

1,6

ОАЭ

2,7

Чили

3,8

Тайвань

1,7

Иордания

2,8

Эстония

4,3

 

 

Сравнение сельского хозяйства развитых и развивающихся стран позволяет сделать выводы о том, что:

1.  В развитых странах преобладает товарное сельское хозяйство (производство продукции для сбыта) и широко внедряются достижения НТР. Наиболее передовые технологии сконцентрированы в развитых странах. В странах с развитой экономикой сформировался АПК — система предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением, перевозкой и сбытом, а также выпуском техники и удобрений. На базе АПК сформировался агробизнес.

2.  В развивающихся странах, в отличие от развитых, преобладает мелкотоварное хозяйство, преимущественно растениеводческого направления, едва обеспечивающее пропитание семьи. Внедрение достижений НТР в сельское хозяйство развивающих стран затруднено из-за бедности населения и более низкого уровня экономического развития этих стран.

Влияние НТР на сельское хозяйство проявляется по-разному:

1.  В 20 - 30-е гг.  XX в. оно выражалось в тракторизации с.-х.

2.  В 1940- 1950-е гг. прогресс в сельском хозяйстве был связан с селекцией (выведением новых сортов культурных растений) и химизацией (использованием удобрений и ядохимикатов).

3.  Под воздействием НТР в 60-е гг. XX в. проводилась интенсификация агропроизводства, получившая название «зеленая революция», что означало резкий рост капиталоемкости сельскохозяйственных ферм, сравнимой в расчете на одного работника с удельными капиталовложениями в современной промышленности.

К наиболее значимым результатам «зеленой революции» можно отнести:

1.  В связи с увеличением урожайности в 2 - 3 раза некоторые развивающиеся страны стали удовлетворять свои потребностей в зерне за счет собственного производства.

2.  Увеличился спрос на машины и удобрения.

3.  С 80-х гг. XX в. начинают развиваться биотехнология и компьютеризация сельского хозяйства, но данные процессы затрудняются нехваткой высококвалифицированных специалистов, способных грамотно использовать технику, удобрения и средства химической защиты. Следует отметить, что в некоторых развитых странах в законодательном порядке установлено, что фермерами могут быть только лица со специальным высшим сельскохозяйственным образованием.

Наряду с достижениями постепенно стали проявляться и негативные стороны «зеленой революции»:

1.  Она получила распространение лишь в некоторых странах (Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии) и затронула только земли, принадлежащие крупным хозяевам и иностранным компаниям, и почти ничего не изменила в традиционном потребительском секторе.

2.  Она показала, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не только природными, но и социально-экономическими причинами.

3.  С нарастанием «зеленой революции» в продукции как растениеводства, так и животноводства повышается содержание химических соединений, антибиотиков, гормонов и т. д., что чрезвычайно вредно для здоровья людей.

4.  Внедрение инновационных технологий при производстве сельскохозяйственной продукции в отдельных случаях приводит к неоправданному удорожанию продукции (в процессе производства и последующих сортировки, переработки, хранения и транспортировки продовольствия затрачивалось излишне много энергии, и к моменту, когда она доходила до потребителя, оказывалось, что на производство одной калории пищи расходуется 5 — 7 калорий топлива и энергии).

Эти и некоторые другие нежелательные последствия «зеленой революции» и повышенная чувствительность новых сортов сельскохозяйственных культур и пород скота к вредителям и болезням (например, картофеля к колорадскому жуку или периодически возникавших эпизоотии типа ящура, «коровьего бешенства», птичьего гриппа и т. д., приводящих к массовому уничтожению огромного количества животных и птиц), сформировали у части общества критическое отношение к современному сельскохозяйственному производству.

 

 

2. МИРОВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

И ДИНАМИКА ЕГО РАЗВИТИЯ

Агропромышленный комплекс мировой экономи­ки является важнейшим сектором мирового хозяйства, который оказывает влияние на само существование че­ловечества. По оценкам некоторых экспертов, агро­промышленный комплекс составляет до 25 % мирового ВВП и имеет тенденции к увеличению. В настоящее время в АПК развитых стран занято: в США более 1/3 всего работающего населения, во Франции -  более 1/4, в Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге - от 15 до 20%. По стоимости производимой продукции и объему капитальных вложений АПК занимает первое место среди других макроэкономических комплексов большинства развитых стран.

Агропромышленный комплекс (АПК)это сложившаяся в общественном произ­водстве единая система сельскохозяйственных и про­мышленных предприятий и отраслей, связанная инте­грационными основами, базирующаяся на отношениях собственности и охватывающая всю агропромышлен­ную цепь, начиная от производства важных средств производства для сельского хозяйства и заканчивая сбытом готовой продукции.

АПК выступает как координационная и вертикаль­но интегрированная совокупность предприятий и отрас­лей, которая в определенной степени участвует в произ­водстве и распределении конечной продукции из аграр­ного сырья. В МИРОВОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ВХОДЯТ:

1)            отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие произ­водственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;

2)            собственно сельское хозяйство, состоящее из рас­тениеводства и животноводства;

3)            отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);

4)            внутренняя и внешняя торговля продукцией сельского хозяйства и перерабатывающей его продукцию промышленности;

5)            отрасли производственной и социальной инфраструктуры АПК.

 

Ряд отраслей промышленности практически целиком обслуживает нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т. д.).

Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК и включены в функциональную структуру АПК в той степени, в которой их продукция необходима АПК.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АПК:

1. Высокие темпы развития АПК мира в 90-х гг. стали замедляться, а по некоторым показателям рост прекратился и даже началось снижение.

Это вызвало серьезную озабоченность мировой общественности. В ноябре 1992 г. 1600 видных ученых мира (в том числе 102 лауреата Нобелевской премии) опубликовали меморандум «Ученые предупреждают человечество», в котором говорилось, что продолжение безответственного отношения к природным ресурсам в конечном итоге поставит под угрозу само существование цивилизации. В первой половине 90-х гг. на различных международных совещаниях, в научных публикациях неоднократно анализировалась ситуация с сельскохозяйственным производством. В них давались преимущественно пессимистические оценки будущего, обращалось внимание на социально-политическую остроту продовольственной проблемы, на необходимость разработки и реализации международной продовольственной стратегии.

 

2. Обострение проблемы ограниченности земельных ресурсов, используемых в настоящее время для целей сельского хозяйства, может потребовать изменения направленности их применения.

НЕОБХОДИМЫ:

1)   эффективное государственное управление,

2)   грамотные земельная политика и политика землепользования,

3)   улучшение технологии сбораи обработки продукции.

Во многих странах правительства оказывают поддержку национальным институтам земельных ресурсов, а также осуществляют подготовку фермеров, специалистов по планированию использования земельных ресурсов и менеджеров на местном и национальном уровнях.

 

3. Агропромышленный комплекс является относительно статичной отраслью и с точки зрения развития производительных сил медленнее, чем другие, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

С учетом этих обстоятельств в большинстве развитых стран действуют имеющие длительную историю системы государственного регулирования. Несмотря на существенные различия между странами в применении конкретных мер, все они в основном преследуют следующие цели

(ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ):

1)   формирование стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве;

2)   поддержка рыночной конъюнктуры и определенного уровня доходности отрасли;

3)   обеспечение продовольственной безопасности;

4)   предотвращение нежелательных миграционных процессов;

5)   защита внутреннего рынка;

6)   ограничение избыточного производства;

7)   помощь в адаптации населения к новым условиям;

8)   гарантия конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т. д.

 

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

Реализация этих мер требует значительных бюджетных затрат, которые могут быть связаны с применением таких механизмов регулирования, как:

1)   гарантированная скупка излишков продукции по минимальным ценам,

2)   закупочные и товарные интервенции на рынке продовольствия,

3)   специфические формы льготного кредитования,

4)   таможенное регулирование,

5)   механизм поддержки аграрных цен - это одна из наиболее распространенных форм протекционизма в сельском хозяйстве многих стран.

 

 

Согласно принятой классификации ОЭСР- Организации экономического сотрудничества и развития, поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей – это мера прямого государственного субсидирования,  которая заключается:

1)   в прямых государственных компенсационных платежах;

2)   платежах при ущербе от стихийных бедствий;

3)   платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

В большинстве развитых стран преобладают меры косвенного субсидирования, к ним относятся:

1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию,

установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия.

2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.

3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства: субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

 

Обобщающим показателем государственной поддержки является эквивалент субсидий производителям (ЭСП):

          ,                                          (1)

где К – количество продукции;

Цф – фермерская цена в национальной валюте;

Цм – мировая цена в долларах;

И– коэффициент пересчёта курса валют;

Сп– прямые субсидии производителям;

Ск – косвенные субсидии производителям.

 

Впервые в 2008 г. в Министерстве сельского хозяйства России посчитали суммарный показатель совокупной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по методике Организации экономического сотрудничества и развития. В России он составляет всего лишь около 11 %, а в США и странах ЕС – 22-23 %. То есть уровень совокупной государственной поддержки сельского хозяйства у нас ниже, чем в других развитых в сельскохозяйственном отношении странах. В научной литературе отмечается, что бюджетная поддержка сельского хозяйства в мире в реальном исчислении снижается.

Доля других видов поддержки аграрного сектора (предоставление различных услуг, строительство объектов инфраструктуры и пр.) достигает 60 % в Австрии и более 40 % в Канаде. Особо следует выделить Японию, где правительство регулирует около 20 % потребительских цен: на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожный транспорт, теплоснабжение, водоснабжение, электроэнергию, газ, услуги образования и медицинского обслуживания. Вместе с тем по законодательству государство не имеет права устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, что может ограничить рыночную конкуренцию.

 

Общий уровень поддержки, исчисленный показателем PSE(оценка поддержки производителя), довольно быстро растёт. PSE– это комплексный показатель оценки уровня государственной поддержки, включающий как бюджетные трансферты сельхозтоваропроизводителям, так и ценовой трансферт – отражение воздействия мер, приводящих к росту цен на сельхозпродукцию, мясных квот, пошлин на рис, нетарифных ограничений и т.п.

                                       ,                                  (2)

где Pi- внутренняя цена конкретного вида сельскохозяйственной продукции;

S- субсидии на единицу этой продукции;

Т- налоги (включая акцизы);

Pw- цена данной продукции на мировом рынке.

 

Уровень агрегированной поддержки сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий в России остаётся как минимум раз в тридцать ниже, чем в ЕС. Соответственно, этот уровень в расчёте на одного работника российского сельского хозяйства составляет около 300 евро в год, а в ЕС он превышает 3000 евро в год. Таким образом, Россия на сегодня является одной из самых либеральных стран в области поддержки сельского хозяйства.

Таким образом, государственная поддержка сельскохозяйственного производства в развитых странах Запада является мощным рычагом проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве. Механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства отличается большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов. Поэтому при разработке мер, направленных на развитие АПК России, большое значение имеет опыт передовых в аграрном отношении стран.

Несмотря на многочисленные протесты со стороны определенных ученых, правительственных чиновников, парламентариев, выражающих недовольство вмешательством государства в действие рыночных законов и высокой стоимостью соответствующих мер, такие механизмы государственного вмешательства в экономику постоянно совершенствуются как абсолютно необходимые в рыночных условиях. В настоящее время они несколько меняются в связи с ужесточением политики Всемирной торговой организации (ВТО), которая устанавливает новые условия и ограничения в отношении государственного вмешательства в экономику.

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ

АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 60 - 70-е гг. XX в. в мировом сельском хозяйстве начался технологический сдвиг, который получил на­звание «агропромышленная интеграция».

Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объ­единений в промышленности и сфере услуг; ее главная особенность состоит в межотраслевом характере. Таким образом,

 

Агропромышленная интеграцияозначает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличаю­щихся отраслей экономики — промышленности и сель­ского хозяйства.

Необходимость международной агропромышлен­ной интеграции определяется требованиями рацио­нального использования ограниченных мировых эко­номических ресурсов, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

 

В сельском хозяйстве интеграция позволяет повысить эффективность производствапу­тем решения на ее основе следующих проблем:

1)             сглаживается влияние почвенно-климатических условий на процесс мирового воспроизводства в сельском хозяйстве.

В этой отрасли имеет место переплетение естественных и экономических про­цессов. Нередко здесь от засух, наводнений, замо­розков гибнет часть произведенной сельскохо­зяйственной продукции. Агропромышленная ин­теграция позволяет преодолевать эти негативные явления (своевременная переработка сельскохо­зяйственного сырья, более высокая техническая оснащенность технологических процессов);

 

2)             рациональнее используется постоянный капитал, функционирующий в сельском хозяйстве.

В этой отрасли время производства существенно больше рабочего периода. Поэтому автомашины, тракторы, сельскохозяйственная техника используются в течение года неравномерно, по сезонам работ. В условиях агропромышленной интеграции средства производства в течение года используются более равномерно;

 

3)             эффективнее используется рабочая сила.

Для сельского хозяйства характерна сезонность в использовании рабочей силы. Агропромышленная интеграция позволяет перераспределять между сельскохозяйственным и промышленным производством трудовые ресурсы и средства производства в периоды их наибольшей потребности. К тому же достигается более высокая занятость сельского населения, высвобождающегося в процессе внедрения в сельское хозяйство новой техники и передовых индустриальных технологий.

Необходимость международной агропромышленной интеграции объективно обусловлена также и потребностями развития мирового промышленного производства.

 

В промышленности на основе АПИ удается более эффективно решатьследующие задачи:

1)             полнее удовлетворять потребности перерабатывающей промышленности в сырье.

Агропромышленная интеграция создает возможность добиваться непрерывности поставок сырья на мировой рынок;

 

2)                      рационально использовать отходы промышленности.

Сюда в рамках агропромышленной интеграции следует отнести возможность получения дополнительных кормов (барда, мезга, жом, патока), дополнительных удобрений (дефекат, меласса сахарных заводов), утилизацию сточных вод сахарных заводов и превращение их в корма, устранение загрязнения воздуха, почвы и воды (охрана окружающей среды, решение экологических проблем);

 

3)             эффективнее использовать трудовые ресурсы в промышленности.

Перерабатывающая промышленность, так же как и сельское хозяйство, работает по сезонам года (сахарные, плодоовощеконсервные, спиртовые заводы). На основе международной агропромышленной интеграции удается рационально перераспределять мировые трудовые ресурсы и средства производства из перерабатывающей промышленности в сельское хозяйство.

 

Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса.

Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США.

В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.

В большинстве развивающихся стран важную роль в этом играют транснациональные корпорации (ТНК), которые выполняют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабатывающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых из стран агропромышленная интеграция определяется специфическими условиями сельскохозяйственного или промышленного производства, существующими в самих развивающихся странах. Например, ограниченность производства сырья в ряде этих стран заставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это послужит причиной его нехватки на местном рынке.

Главным направлением международной агропромышленной интеграциив современных условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности — проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.

Анализ современных тенденций развития аграрной экономики развитых стран позволяет выделить следующие два вида международных агропромышленных интеграционных связей:

1. Вертикальная агропромышленная интеграция.

Вертикальная интеграцияозначает межотраслевое кооперирование предприятий и производств разных областей, технологически и организационно связанных между собою.

Она обеспечивает единство и непрерывность производственного и технологического процессов, то есть оптимальное прохождение товарной массы от производства сырья к выпуску и доставки потребителю готовой продукции, а также предопределяет снижение затрат, повышение эффективности производства и качества продукции.

 

2. Горизонтальная агропромышленная интеграция.

Горизонтальная интеграция- это система взаимосвязей между предприятиями одной области. Она обеспечивает углубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение затрат производства. Эта форма интеграции наиболее распространенная в сельском хозяйстве в сфере основного производства в виде специализированных хозяйств, микрохозяйственных предприятий и т.д.

Она представляет, как правило, кооперативное объеди­нение нескольких, чаще всего мелких, предприятий, действующих в пределах одной технологической ста­дии общего цикла производства и продажи продукта. Горизонтально интегрированные объединения созда­ются фермерами, торговцами и другими предпринима­телями с целью осуществления организационно-фи­нансовой и технической взаимопомощи. Такими, в частности, являются фермерские объединения по машинной взаимопомощи, по мелиорации земель, хранению зерна. Сюда же относятся добровольные «цепные» объединения мелких лавочников, торгующих продовольствием. Все эти объединения призваны защищать своих членов в конкуренции с крупным бизнесом и монополиями на основе использования преимуществ кооперирования сельскохозяйственного и промышленного производства.

Основными факторами, способствующими современной международной агропромышленной интеграции, являются:

1)       усиление государственного регулирования отраслей АПК;

2)       накопление и концентрация капитала в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство и потребляющих сельскохозяйственное сырье;

3)       снижение трансакционных издержек и повышение конкурентоспособности конечной продукции АПК;

4)       обеспечение комплексности инновационного процесса в рамках реализации инвестиционных программ и проектов.

Интегрированные агропромышленные формирования характеризуются большим разнообразием организационно-правовых форм, состава участников, видов деятельности, форм собственности.

На практике агропромышленные формированиясоздаются в форме:

1)   простого товарищества,

2)   акционерного общества,

3)   ассоциации,

4)   союза,

5)   потребительского кооператива,

6)   агротехнопарков и агротехноэкополисов,

7)   формирования холдингового типа,

8)   финансово-промышленной группы.

Выделим основные признаки эффективной международной агропромышленной интеграции:

1)       развитие системы взаимных поставок внутри интегрированной группы, основанной на доверительных принципах и обеспечивающей экономию трансакционных издержек;

2)       налаживание общей сбытовой сети на основе вертикальных связей «производитель - дистрибьютор», нередко обеспечивающей основную часть объемов продаж группы;

3)       широкий и интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей системы деловых отношений (помощь отдельным предприятиям, испытывающим финансовые затруднения, ротация управленческих кадров и т. п.);

5)       привлечение крупных заемных средств с использованием в необходимых случаях солидарного залога предприятий агропромышленной группы;

6)       следование приоритетам высокой жизнеспособности и стабильности в долгосрочном плане, готовность к снижению рисков функционирования за счет определенного снижения уровня рентабельности интегрирующихся предприятий;

7)       придание важной координирующей роли «клубу президентов» (президентскому совету), состоящему из руководителей предприятий — участников финансово-агропромышленного формирования;

8)       гармонизация внутрикорпоративных трудовых отношений на основе разумной дифференциации доходов внутри корпорации.

Финансово-промышленные группы и холдингипоявились позже других агропромышленных формирований (кооперативов, акционерных обществ). Они являются более сложными производственными системами с иерархической структурой, более полно обеспечивающей все функции интеграции, в частности, главную из них — развитие научно-технического прогресса на основе последовательных инвестиций и инноваций.

Агрохолдингпредставляет собой совокупность юридических лиц (участников), связанных между собой договорными или имущественными отношениями, при этом головная компания управляет деятельностью всех участников.

Основополагающим направлением реформирования сегодня стала структурная перестройка в мировом АПК на основе образования крупных двухуровневых интегрированных структур, объединяющих на первом уровне юридически самостоятельные лица различных отраслей макроэкономики (холдинги, финансово-промышленные группы) и на втором уровне несколько сельскохозяйственных организаций с потерей статуса юридического лица (агрофирмы).

 

 

4. ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Глобальная продовольственная проблема относит­ся к числу социально-демографических проблем и яв­ляется одной из наиболее острых. Вместе с тем в реше­нии данной проблемы в последние десятилетия достиг­нуты некоторые положительные результаты: количест­во голодающих и недоедающих жителей планеты со­кратилось вдвое.

Тем не менее абсолютную нехватку продовольст­вия по калориям испытывает каждый шестой-седьмой житель Земли. Наиболее остро эта проблема стоит в беднейших странах, таких, например, как Того, Монго­лия, где на каждого человека приходится менее 2000 ккал в день. В то же время в таких развивающихся стра­нах, как Бразилия, Мексика, Индонезия, Марокко, Тур­ция, эта величина превышает 3000 ккал (в России се­годня примерно 2600 ккал; в СССР — 3300 - 3400 ккал). В США же каждый четвертый страдает от ожирения, потребление в день на каждого жителя составляет 3600-3700 ккал.

Голод и недоедание являются наряду с экологиче­скими и военными главными угрозами стабильности мира и самому существованию человечества. К голодающим относятся люди, потребляющие менее 1520 ккал в день, — порога для физической вы­живаемости человека.  Базовая потребность в продо­вольствии для существования и легкого физического труда составляет 2150 ккал в день.

По оценкам ФАО, число голодающих в мире со­ставляет свыше 800 млн чел., еще более 1,0 млрд чел. удовлетворяет только базовую потребность и находит­ся на грани голода и недоедания. Более 2 млрд жителей планеты страдает от так называемых скрытых форм голода, вызываемого недостаточным потреблением жизненно важных микроэлементов: йода, железа, витамина А и др.  

В развитых странах спрос на продукты будет в основном стабильным, изменится лишь его структура, а в развивающихся странах - спрос будет расти. Основными производителями продовольствия в мире являются Китай, США, Россия, Германия, Индия, Франция, Бразилия, Италия, Турция. По оценке ФАО, для обеспечения человечества рациональными нормами всех видов продовольствия, нынешний уровень производства должен быть к 2025 г. увеличен в 2 раза. По некоторым расчетам рост производства к 2030 г. будет продолжаться, но существенно более медленными темпами.

Возможны три сценария решения продовольственной проблемы:

1)      рост производства в 2 раза (по оценке ФАО), что не представляется возможным;

2)      сокращение прироста численности населения планеты путем ограничения рождаемости, что тоже маловероятно (подавляющая часть населения в развивающихся странах моложе 25 лет и малообразованна);

3) снижение норм потребления основных видов продовольствия, что порождает социально-экономические и политические осложнения и конфликты.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности с 70-х гг. XX в. стала предметом активного обсуждения мировым сообществом. В рамках мирового хозяйства стала четко прослеживаться тенденция перепроизводства продовольствия в промышленно развитых странах мира и острой его нехватки, голода и недоедания населения в ряде развивающихся стран.

Для разрешения создавшейся ситуации в 1974 г. по инициативе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) была проведена первая Всемирная продовольственная конференция, в рамках которой была принята комплексная программа среднесрочных и долгосрочных мероприятий, направленных на создание условий нормализации продовольственного положения в мире.

На основе предложенных рекомендаций Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире».

Мировая продовольственная программа(МПП)постоянно действует с 1966 г. Штаб-квартира МПП находится в Риме. Россия в деятельности программы не участвует.

МПП - это фонд продовольствия и денежных средств, которые предоставляются отдельными государствами и предназначаются странам, нуждающимся в помощи. Организация оказывает содействие в осуществлении проектов, использующих продовольствие как помощь в экономическом и социальном развитии, удовлетворении чрезвычайных продовольственных потребностей и содействии мировой продовольственной безопасности в соответствии с рекомендациями ООН и ФАО. В рамках МПП существует Международный чрезвычайный продовольственный резерв. За время деятельности МПП развивающиеся страны получили от нее продовольственную помощь на сумму более 5 млрд долл.

Контроль за ходом реализации программ МПП осуществляет Комитет по политике и программам продовольственной помощи, заседания которого проводятся два раза в год. В его состав входят представители 42 государств — членов ООН, в том числе 27 представителей развивающихся стран.

Основные страны-доноры - США, Япония, страны ЕС. Получатели продовольственной помощи в разные годы — большинство развивающихся стран мира; помощь оказывалась и ряду стран СНГ, в том числе России.

 

В настоящее время структура продовольственной безопасности представляет собой многоуровневую иерархию, что позволяет выделить несколько ее видов:

               1.                Личный уровеньпродовольственной безопасности предполагает рассмотрение отдельного субъекта, имеющего потребность в питании.

               2.                Региональный уровеньпродовольственной безопасности связан с созданием при помощи управляющих структур условий для получения доходов жителями территории, производства сельхозпродукции и продуктов питания.

               3.                Оценка национальной продовольственной безопасности имеет свою специфику, вытекающую из объективного разнообразия природно-климатических условий ведения сельскохозяйственного производства, неравномерности экономического развития, различий в структуре потребления, разной степени зависимости от поставок продовольствия по импорту, особенностей национального режима функционирования внешнеэкономических связей. Тем не менее, можно выделить ее вполне определенные общие критерии и показатели. На государственном уровне при помощи правительства, законодательной власти обеспечивается стабильность экономического развития, формируются государственные продовольственные фонды, баланс спроса и предложения.

               4.                Мировая продовольственная безопасностьпредполагает решение проблемы продовольственного обеспечения в рамках деятельности международных организаций, анализирующих динамику международного производства продовольствия, на базе этого делающих прогнозы относительно стабильности мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО) выделяют два показателя для определения состояния «международной продовольственной безопасности»:

1)             объем переходящих до следующего урожая мировых запасов зерновых, рассчитываемый в днях общемирового потребления (или в процентах от него), свидетельствует об устойчивости продовольственного положения в мире и гарантиях на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, неурожаи, войны и т.д.). Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60 дням мирового потребления зерна, или 17 % всего потребления. Падение уровня мировых запасов до предельного минимума означает, что мировая продовольственная безопасность находится в критическом состоянии, т. к. при падении объема запасов ниже 17 % от потребления начинается резкое возрастание мировых цен на зерно.

2)             уровень производства зерновых в среднем на душу населения- определяет тенденции развития мирового продовольственного положения в целом.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия