Статьи и лекции по аграрной экономике

Рабочая программа дисциплины Мировое сельское хозяйство

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

   Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

   высшего пРофессионального образования

   «Казанский государственный аграрный университет»

 (ФГБОУ ВПО КазанскийГАУ)

 

 

 

Факультет (институт)  Экономики

                                       (название факультета (института)

кафедра  экономики сельского хозяйства

(название кафедры)

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-воспитательной

работе, проф.

____________ Б.Г.Зиганшин

“____”______________2011 г.

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

наименование дисциплины (по учебному плану)

 

 

Направление подготовки

080100.62

 ЭКОНОМИКА

 

Профиль подготовки

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

(наименование профиля направления подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Форма обучения

очная, заочная

 

 

 

 

 

Казань 2011


 

Составитель: Амирова Э.Ф. - кандидат экономических наук

                                       «25» апреля 2011г.

 

 

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747  (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975)

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080100.62 Экономика утверждена ректором ФГБОУ ВПО Казанский ГАУ «21» апреля 2011г.

 

3. Рабочий учебный план по направлению подготовки 080100.62 Экономика утвержден ректором Казанского  ГАУ «31» марта 2011 г.  (протокол №3).

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики сельского хозяйства «5» мая 2011  (протокол № 9)

 

Зав. кафедрой  _________________     Захаров В.П.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии  Института экономики

«20» мая 2011г. (протокол № 14)

 

Пред.метод.комиссии ____________Гатина Ф.Ф.

 

Согласовано:

 

Директор Института экономики

доктор экономических наук,

профессор

________________ Мухаметгалиев Ф.Н.

 

«25»  мая  2011г.

 

Заведующий кафедрой

экономики сельского хозяйства

доктор экономических наук,

профессор

 

 

______________  / _________________/.

 

«___» __________ 2011г.

 

 

 


АННОТАЦИЯ

 

Дисциплина«Мировое сельское хозяйство», направление подготовки  080100.62 «Экономика», профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономики сельского хозяйства»

 

Б1.В.ДВ.3 Мировое сельское хозяйство

 

Цель освоения дисциплины.

Формирование у студентов представления о тенденциях развития мирового сельского хозяйства,  закономерностях размещения производительных сил, действиях экономических законов, природном и хозяйственно-экономическом развитии регионов и стран современного мира, как совокупности взаимодействующих институтов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов.

 

Место дисциплины в учебном плане.

Относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла – Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Изучается в 3 семестре, форма промежуточной аттестации – зачет.

 

Общая трудоемкость дисциплины.

Составляет 2 зач.ед.,  72 часа.

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-1, ОК-9, ОК-10, ОК-11.

 

Содержание дисциплины (темы).

Предмет, метод и задачи курса “Мировое сельское хозяйство”. Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства. Сельское хозяйство развивающихся стран. Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики. Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах. Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства.

 

Электронные издания (не менее 3-х при наличии в ЭБС «Лань» и «Кнорус»):

1. не имеется

2. не имеется

3. не имеется

 

Есть отдельные главы по МСХ в книгах:

1.Делен С.А. Мировая экономика. Конспект лекций /  С.А. Делен. - Санкт-Петербург: "А-Приор", 2011. - 144 с. (ЭБС «Лань», раздел «Экономика и менеджмент», изд-во " А-Приор").

2. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. Учебник для вузов /  Б.М. Смитиенко. - Санкт-Петербург: "Юрайт", 2010. - 581 с. (ЭБС «Лань», раздел «Экономика и менеджмент», изд-во "Юрайт").

3. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Электронный учебник /       В.В. Поляков В.В., Р.К. Щенин Р.К. - М: «КноРус», 2012. - Цифровая книга (ЭБС «КноРус», раздел «Экономика. Экономические науки. Международная экономика», изд-во "КноРус").

 

 

 

Аннотация

Предмет, метод и задачи науки «Мировое сельское хозяйство». Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства. Сельское хозяйство развивающихся стран. Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики. Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах. Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства.

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Мировое сельское хозяйство» являются формирование у студентов представления о тенденциях развития мирового сельского хозяйства,  закономерностях размещения производительных сил, действиях экономических законов, природном и хозяйственно-экономическом развитии регионов и стран современного мира, как совокупности взаимодействующих институтов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов.

Задачи дисциплины:

-  изучить производственные отношения и прогрессивный зарубежный опыт в области сельского хозяйства; 

-  выявить отличия в уровне развития сельского хозяйства трех групп стран;

-  определить основные направления экономической интеграции, формы международного экономического и научно-технического сотрудничества;

-  использовать статистическую информацию и соответствующие методы и методики для анализа процессов, происходящих в сельском хозяйстве.

 

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Мировое сельское хозяйство» изучается студентами 2 курса, входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла, как дисциплина по выбору (Б1.В.ДВ.3) и включает два раздела.

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: философия, микроэкономика, право.

            Дисциплина является основополагающей для изучения следующих дисциплин: экономика предприятий (организаций), мировая экономика и международные экономические отношения, менеджмент.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

-          владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-         способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

-         способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

-         осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать:социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)

- Уметь:саморазвиваться, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-9);

- Владеть(иметь навыки): культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

4.  Содержание дисциплины

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Семестр III. Форма промежуточной аттестации  зачет

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

Вид учебной работы

 

Очное обучение

Заочное обучение

Распределение по семестрам

Распределение по семестрам

 

 

3

 

3

5лет

3          3,5 года

 

 

Аудиторные занятия (всего)

32

 

 

32

 

8

8

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Лекции

16

 

 

16

 

4

4

 

 

      Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

16

 

 

16

 

4

4

 

 

      Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

40

 

 

40

 

60

60

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

10

 

 

10

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

20

20

 

 

Работа с электронными и информационными ресурсами и ресурсами INTERNET

10

 

 

10

 

20

20

 

 

Конспектирование, реферирование литературы, аннотирование книг, статей, углубленный анализ научно-методической литературы

10

 

 

10

 

10

10

 

 

Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

10

 

 

10

 

10

10

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

4

4

 

 

Общая трудоемкость                        час                                                                     

                                                            зач. ед.

72

 

 

72

 

10

72

 

 

2

 

 

2

 

10

2

 

 

 

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

ТЕМА 1. Предмет, метод и задачи науки «Мировое сельское хозяйство» ( 2 час.)

Предмет курса. Сельскохозяйственное производство, аграрный сектор, агропромышленный комплекс, агробизнес, система обеспечения населения продовольствием в современном мире. Их роль и место в экономической и социальной жизни крупнейших стран, на уровнях субрегионов, регионов, континентов, глобальном уровне.

Задачи науки. Установление общих закономерностей развития сельского хозяйства в мировом масштабе, изучение передового опыта и разработка предложений по рациональному ведению сельского хозяйства в отдельных организациях, регионах и стране.

Мировое производство сельскохозяйственной продукции. Объем в валовом и душевом исчислении, удельный вес в продовольственных ресурсах, в валовом внутреннем продукте национальном доходе. Структура сельскохозяйственных предприятий и АПК, технический уровень основных отраслей, продуктивность, устойчивость и эффективность.

Экономическая политика государства в регулировании АПК, доходов составляющих его отраслей, занятых в них работников, обеспечения использования природных, сельскохозяйственных ресурсов территорий и всего экономического потенциала стран, возможностей и преимуществ международного сотрудничества и агропродовольственной сфере.

Мировая торговля товарами сельскохозяйственного происхождения и назначения.

Экологическая ситуация в зонах интенсивного сельского хозяйства, ее обострение в условиях усиления техногенного воздействия на обрабатываемые земли, роста народонаселения.

Использование прогрессивного мирового опыта в сельском хозяйстве и АПК Российской Федерации.

 

ТЕМА 2. Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства  (6 час.)

Роль сельского хозяйства в экономике развитых и развивающихся стран.  Земельные ресурсы и степень их использования в сельском хозяйстве. Площадь, структура сельскохозяйственных угодий, землеобеспеченность на душу населения. Основные формы землевладения и землепользования. Водные ресурсы сельского хозяйства.

Модернизация материально-технической базы сельского хозяйства, и ее производственно-экономическая характеристика.

Тенденции развития современного сельского хозяйства, вызванные социально-политическими сдвигами на мировой арене. Влияние научно-технической революции на развитие сельского хозяйства. Главные направления и особенности НТП в странах с разным уровнем развития экономики. Цели и результаты «зеленой революции». Рост населения и уровень обеспеченности продовольствием. Трудовые ресурсы сельского хозяйства, сдвиги в социальной структуре современной деревни и положение трудящихся, занятых в сельском хозяйстве. Занятость и производительность труда в сельском хозяйстве.

 

ТЕМА 3.Сельское хозяйство развивающихся стран (2 час.)

Следует ознакомиться с масштабами и структурой сельскохозяйственного производства, АПК, продовольственной сферы. Изучить уровень технического оснащения, многоукладность и феодальные формы землевладения. Ознакомится с вопросами бедности и низкой грамотности крестьянства, аграрного перенаселения, неоколониалистской эксплуатацией со стороны империалистических государств. Транснациональные монополии. «Зеленая» революция и ее социально-экономические последствия.

 

ТЕМА 4. Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики (2 час.)

Производственно-отраслевая и социальная структура сельского хозяйства стран Восточной Европы. Основные этапы и результаты аграрных реформ. Аграрные реформы в Чехии и Словакии в 90-х годах 20 века. Основные направления аграрных преобразований в экономике Болгарии при переходе к рыночной экономике. Характеристика дореформенного периода состояния сельского хозяйства Польши. Основные этапы аграрных преобразований в Польше. Роль аграрных реформ в экономических преобразованиях Румынии. Ведущее место Венгрии в сельском хозяйстве стран бывшего социалистического лагеря и причины падения уровня сельскохозяйственного производства с началом перехода страны к рыночной экономике.

Общая характеристика сельского хозяйства стран региона, его технико-экономическое состояние, экономика, организация и эффективность сельскохозяйственного производства. Современные формы хозяйствования в АПК стран Восточной Европы. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция  особенности их развития в странах региона. Особенности современных земельных отношений в Венгрии, Польше, Болгарии, Чехии и Словакии.

Государственные меры по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции стран Восточной Европы на рынке ЕС. Материальная база, организация и экономика производства, переработки и хранения продукции в хозяйствах и предприятиях-производителях. Подготовка ее товарной части к реализации.

Формы, экономические условия реализации продукции; государственные закупки; внутренний национальный рынок; внешний (мировой) рынок. Цены на реализуемую сельскохозяйственную продукцию. Издержки производства (себестоимость) продукции. Финансовое положение хозяйств, отраслей аграрного сектора. Их доходы, окупаемость затрат, рентабельность. Возможности модернизации производства, социальной сферы, инфраструктуры.

Сельское хозяйство Российской Федерации. Роль сельского хозяйства, агропромышленного комплекса в народном хозяйстве. Потребление, производство, экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции. Цели и задачи аграрной политики. Социально-экономическая и производственно-отраслевая структура сельского хозяйства. Законы, регулирующие деятельность АПК. Системы ведения сельского хозяйства. Технический уровень производства, инфраструктуры, социальной сферы деревни. Интенсивность и эффективность основных отраслей. Производительность труда в сельском хозяйстве. Экономический механизм. Управление. Направления научно-технического прогресса. Внешнеэкономические связи.

Сельское  хозяйство Украины и Белоруссии: производственная структура, технико-экономическое состояние, продуктивность и эффективность сельскохозяйственного производства, перспективы развития отрасли. Сельское хозяйство других стран СНГ. Основы экономики, организации АПК Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Молдовы.

 

ТЕМА 5. Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах (2 час.)

Следует ознакомиться с масштабами и структурой сельскохозяйственного производства АПК, продовольственной сферы.

Аграрные преобразования в развитых странах. Отраслевая структура и эффективность  сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство США. Роль в национальной экономике. Этапы развития сельского хозяйства, формирование агропромышленного комплекса. Цели и задачи аграрной политики. Формы собственности в сельском хозяйстве. Материально-техническое оснащение. Земельный фонд и использование земли. Трудовые ресурсы, демографическая ситуация. Специализация и концентрация производства, его размещение, интенсивность и эффективность. Положение крестьянства.

Сельское хозяйство Франции.Роль отрасли в экономике страны. Социальная, экономическая, производственная структура. Земельные ресурсы. Землевладение и землепользование. Материально-техническое оснащение. Трудовые ресурсы. Типы и размеры хозяйств. Технический уровень и интенсивность производства. Государственное регулирование сельского хозяйства. Аграрная реформа. Положение крестьянства. Развитие кооперации.

Сельское хозяйство Канады. Роль в национальной экономике. Производство и потребление сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования земельных ресурсов. Материально-техническая база сельского хозяйства. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства. Кооперативное движение. Экспорт и импорт продукции сельского хозяйства.

Сельское хозяйство Нидерланды, Бельгии и др.Роль в национальной экономике. Производство и потребление сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования земельных ресурсов. Материально-техническая база сельского хозяйства. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства. Кооперативное движение. Экспорт и импорт продукции сельского хозяйства.

 

ТЕМА 6. Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства.

Структура растениеводства: состав и соотношение отраслей в мире, регионах, странах, интенсивность производства, технический уровень, динамика валового сбора, продуктивность, урожайность.

Производство зерна. Роль зерна в национальных экономиках, мировом хозяйстве. Видовая структура. Динамика посевных площадей, урожайности, валового сбора в мире, регионах, странах. Типы зернового хозяйства, особенности их технологий. Экономический механизм. Направления интенсификации и научно-технического прогресса. Производство пшеницы, кукурузы, риса. Производство зернобобовых культур.

Технические культуры: прядильные (хлопок, лен, джут и т.д.); другие технические культуры – каучуковые, табак, лекарственные.

Особенности технологий, экономики и организации производства. Хранение, транспортировка, переработка продукции в регионах и крупнейших странах-производителях.

Роль животноводства в продовольственных ресурсах, экономике сельскохозяйственного производства в мире, регионах, крупнейших странах. Системы животноводства, их место в системах ведения сельского хозяйства. Виды, численность, качество поголовья. Интенсивность, продуктивность, эффективность, рентабельность животноводства и его основных отраслей. Материальная база. Зооинженерное и научное обеспечение – традиционные и промышленные методы организации.

Кормопроизводство и кормообеспечение. Экономическое обоснование организации кормовой базы. Экономические аспекты формирования структуры животноводства, определения его места в многоотраслевом сельскохозяйственном производстве. Специализированное производство сельскохозяйственной продукции, полностью основанное на покупных кормах.

Ветеринарное обслуживание животноводческого производства на сельскохозяйственных предприятиях, а также животных у сельского и городского населения.

Крупный  рогатый скот. Поголовье. Экономические показатели современного состояния отрасли. Тенденции в эволюции ее основных типов.

Свиноводство. Птицеводство. Овцеводство. Коневодство. Пчеловодство.

Другие источники животного белка: морской промысел, рыбоводство.

Производство и организация сбыта кожевенного сырья и продукции пушного звероводства.

Структура животноводства. Состав и соотношение отраслей в мире, регионах, странах. Системы животноводства. Интенсивность, технический уровень, продуктивность. Общие принципы кормообеспечения. Направления и прогнозы развития научно-технического прогресса. Интенсификация и индустриализация производства.

Скотоводство. Место отрасли в системе животноводства. Особенности производства молока в экономике и организации предприятий разных типоразмеров. Кормопроизводство и темпы интенсификации, перспективы развития, направления научно-технического прогресса.

Другие отрасли животноводства. Общая характеристика структуры, технико-экономического состояния. Направления интенсификации в мире, регионах и странах.

 

 

 

 

 

 

4.3.1. Тематический план дисциплины

 



темы

Раздел дисциплины

неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

лекции

семинары

всего ауд.часов

самост. работа

 

Раздел 1

 

 

 

 

 

 

1

Предмет, метод и задачи курса “Мировое сельское хозяйство”

1

        2  

              2  

             4  

         2  

Кол

2

Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства 

2-4

        6  

              6  

           12  

         4  

Кр, Т

 

Раздел 2

 

 

 

 

 

 

3

Сельское хозяйство развивающихся стран

5

        2  

              2  

             4  

         6  

Кр

4

Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики

6

        2  

              2  

             4  

         6  

Кол

5

Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах

7

        2  

              2  

             4  

         6  

Кр

6

Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства

8

        2  

              2  

             4  

         6  

Кр, Т

 

Реферат

 

 

 

 

       10  

Реф

 

ИТОГО

    

      16  

            16  

           32  

       40  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Практические занятия (семинары)

 

№п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоёмкость (час.)

1

1

Предмет, метод и задачи курса “Мировое сельское хозяйство”

2

2

1

Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства 

6

3

2

Сельское хозяйство развивающихся стран

2

4

2

Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики

2

5

2

Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах

2

6

2

Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства

2

 

 

4.6. Самостоятельная работа

 

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика самостоятельной работы

(детализация)

Трудоемкость (час.)

Контроль выполнения (Опрос, тест, дом.задание, и т.д)

1

1

Предмет, метод и задачи курса “Мировое сельское хозяйство”

                      2  

опрос

2

1

Современное состояние и основные тенденции развития мирового сельского хозяйства 

                      4  

к/р, тест

3

2

Сельское хозяйство развивающихся стран

                      6  

к/р

4

2

Проблемы развития сельского хозяйства в странах с переходным типом экономики

                      6  

опрос

5

2

Особенности развития сельского хозяйства в промышленно развитых странах

                      6  

к/р

6

2

Экономика и организация отраслей мирового сельского хозяйства

                      6  

к/р, тест

 

 

 

 

4.7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Выполнение курсовых работ не предусмотрено

 

 

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Мировое сельское хозяйство» используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:

·  Лекции

·  Семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы в области организации и управления деятельностью фирмы, изложенные в лекционном и раздаточном материалах

·  Решение задач

·  Обсуждение эссе

·  Компьютерные занятия

·  Письменные домашние работы

·  Расчетно-аналитические задания

·  Разработка групповых проектов

·  Консультации преподавателей.

 

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

 

Семестр

Вид занятия

(Л, ПЗ, СР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

III

Л

мультимедийные презентации

8

ПЗ

тесты

6

компьютерные симуляции

4

анализ деловых ситуаций

2

СР

материалы сайта agroekonomika.ru,  moodle.kazgau.com

16

Итого, час:

36

 

 

6. Учебно-методическое, информационное обеспечение дисциплины и самостоятельной работы студентов

 

а) основная литература

1.Делен С.А. Мировая экономика. Конспект лекций /  С.А. Делен. - Санкт-Петербург: "А-Приор", 2011. - 144 с. (ЭБС «Лань», раздел «Экономика и менеджмент», изд-во " А-Приор").

2. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. Учебник для вузов /  Б.М. Смитиенко. - Санкт-Петербург: "Юрайт", 2010. - 581 с. (ЭБС «Лань», раздел «Экономика и менеджмент», изд-во "Юрайт").

3. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Электронный учебник /       В.В. Поляков В.В., Р.К. Щенин Р.К. - М: «КноРус», 2012. - Цифровая книга (ЭБС «КноРус», раздел «Экономика. Экономические науки. Международная экономика», изд-во "КноРус").

 

б) дополнительная литература

1. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития. - М.: Весь мир, 2008. - 424 с.

2. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. - М.: КМК, 2005. - 624 с.

3. Шишкин А. Ф. Мировая экономика / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина, Е. Б. Фалькович.  - М.: Академический Проект. 2008. - 608 с.

4. Попцов А. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах //АПК: экономика, управление.-2010.-№11.-с.68.

5. Развитие сельскохозяйственной кооперации в ЕС //Экономика сельского хозяйства России.-2007.-№3.-с.19

 

Журналы:  АПК: экономика и управление. Раздел зарубежного опыта, Мировая экономика и международные отношения. Экономика сельского хозяйства России. Материалы по аграрным проблемам, Отраслевые сельскохозяйственные журналы: Зерновое хозяйство, Технические культуры, Молочное и мясное скотоводство, Химия в сельском хозяйстве и др. разделы зарубежного опыта. Международный сельскохозяйственный журнал. Реферативные журналы Всесоюзного научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований АПК. Серия: Экономика и организация сельскохозяйственного производства, а также разделы по экономике в сериях: Зерновые культуры, Технические культуры, Молочное и мясное скотоводство и др.

 

в) кафедральные издания и методическая литература

1. Ахмирова Р.Ш., Ибрагимов М.Х, Чугунова Г.П., Шакиров Р.Р., Гарафутдинова А.Г. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Мировое сельское хозяйство» для студентов Института экономики – Казань, КГАУ, 2006.

2. Ахмирова Р.Ш., Шакиров Р.Р. Методические указания по изучению дисциплины  «Мировое сельское хозяйство» и задание для контрольной работы студентам заочного обучения Института экономики– Казань, КГАУ, 2007 .

в) программное обеспечение

 

г) Интернет-ресурсы - базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Лекции по Мировому сельскому хозяйству / Амирова Э.Ф. - Режим доступа свободный: agroekonomika.ru.

2. Федеральный образовательный портал. - Режим доступа свободный: http://ecsocman.hse.ru/

3. Ежедневное аграрное обозрение. - Режим доступа свободный: http://agroobzor.ru/article/a-371.html.

4. База данных Евростат. - Режим доступа свободный: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ portal/page/portal/eurostat/home/

5. База данных по сельскому хозяйству США. - Режим доступа свободный: http://www.usa.gov/

 

7.Средства обеспечения освоения дисциплины

 

№ п/п

Наименование

Назначение (виды занятий, № тем)

1.

Ахмирова Р.Ш., Ибрагимов М.Х, Чугунова Г.П., Шакиров Р.Р., Гарафутдинова А.Г. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Мировое сельское хозяйство» для студентов Института экономики – Казань, КГАУ, 2006.

Лекции: 1-6

ПЗ: 1-6

СР: 1-6

2.

Тесты по модулям

ПЗ: 1-6

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

п/п

 

Наименование

 

Назначение

(виды занятий, № тем)

 

1.

Аудитории, оборудованные мультимедийными средствами: 38,39, 57,58.

Лекции: 1, 3, 4, 6

2.

Аудитории, оборудованные компьютерными классами:17,18,20,42а

ПЗ и СЗ:1-6

 

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины (модуля)

а) для текущей успеваемости: опрос;

б) для самоконтроля обучающихся (при необходимости): конспект выполненных заданий;

в) для промежуточной аттестации: тестирование.

 

9.1. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов

Итоговое количество баллов

оценка

до 51

не зачтено

от 51 до 100

зачтено

 

 

9.2. Распределение рейтинговых баллов по модулям при оценке текущей работы студента

 

Модули

Вид занятий

Число баллов

Модуль 1

Лекции: № 1, 2

10

Практ. занятия: № 1, 2

5

Самост.раб. № 1, 2

5

Модуль 2

Лекции: №  3, 4, 5, 6

20

Практ. занятия: №  3, 4, 5, 6

10

Самост.раб. №  3, 4, 5, 6

10

Зачет

40

Итого

100

 

 

10. Межкафедральное согласование смежных вопросов дисциплины

 

п/п

Раздел дисциплины, тема иосновные вопросы

Кафедра, где изучают

смежные вопросы,ведущий преподаватель

Подпись лица,с кем

согласованывопросы

1

 

отсутствует

 

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201 __учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики сельского хозяйства  «___ »___________  2011г.

         

 

Заведующий кафедрой  ___________________   В.П.Захаров