Статьи и лекции по аграрной экономике

Рабочая программа дисциплины Микроэкономика

Graphic1

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«Казанский государственный аграрный университет»

 (ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

Институт экономики

 

Кафедра Экономики и информационных технологий

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-воспитательной работе, 

профессор ____________ Б.Г.Зиганшин 

“____”______________2011 г.

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

Микроэкономика

Направление подготовки

080100.62 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

 

Казань 2011


Составитель(и):Амирова Эльмира Фаиловна, доцент кафедры экономики и информационных технологий, к.э.н.

                                                                                                                                                                                        «04_» апреля 2011 г.

Программа составлена в соответствии с документами:

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009г. №747

 

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080100.62 «Экономика» утвержден ректором ФГОУ ВПО Казанский ГАУ «30» июня 2011г. (протокол №5)

 

3. Рабочий учебный план по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» утвержден ректором Казанского  ГАУ «31» марта 2011 г. (протокол №3).

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры прикладной информатики и математики « 17 » мая 2011г. (протокол № 9)

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена  на заседании кафедры «Экономическая теория» «17» мая 2011 (протокол № 9)

 

Зав. Кафедрой                                                                                                       Сафиуллин Н.З.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии института экономики

« 20 » мая 2011г. (протокол № 14 )

 

Пред. метод. комиссии ________________ Гатина Ф.Ф.

 

Согласовано:

Директор Института экономики_____________Мухаметгалиев Ф.Н.« 25 » мая 2011г.

 

Заведующий выпускающей кафедрой

Кафедра бухгалтерского учета и аудита Клычова Г.С., д.э.н., профессор

 

« 25 » мая 2011г.

 

 

 

Аннотация

 

Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, в частности, микроэкономического раздела экономической теории, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

Изучение дисциплины «Микроэкономика» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

 

1.    Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель дисциплины «Микроэкономика» - формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Задача дисциплины. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок). Ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

 

2.    Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «Микроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1). Подготовка бакалавров экономики предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам. Дисциплина «Микроэкономика» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100.62 «Экономика» (бакалавриат).

Дисциплина «Микроэкономика» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Дисциплина «Микроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики.

 

3.    Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Микроэкономика» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП по данному направлению подготовки:

 

а) общекультурными (ОК)

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

б) профессиональными (ПК):

ПК-1 - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-2 -способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-4 - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач;

ПК-13 - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально- экономических последствий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: основы анализа данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Б3.Б1.ОД 2   ПК-1.

- уметь: осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач Б3.Б1.ОД 2    ПК-4.

- владеть (иметь навыки): критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработыват предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий Б3.Б1.ОД 2    ПК-13.

 

4.    Содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр 1, 2. Форма промежуточной аттестации - зачет, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц или 288 часов.

 

Табл.1.Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий

Вид учебной работы

Очное обучение

Заочное обучение

Заочное сокр.

Распределение по

семестрам

Распределение по семестрам

Распределение по семестрам

1

2

 

 

3

4

1

2

Аудиторные занятия (всего)

72

76

 

 

20

16

24

24

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

36

38

 

 

10

8

12

12

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

36

38

 

 

10

8

12

12

Самостоятельная работа (всего)

72

32

 

 

74

169

70

161

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет

+

-

 

 

+

-

+

-

Экзамен

 

36

 

 

 

9

 

9

Общая трудоемкость                        час

зач. ед.

144

144

 

 

94

194

94

194

4

4

 

 

3

5

3

5

 

 

 

4.2.  Содержание разделов дисциплины

 

 

   
   
   

 

4.3. Тематический план дисциплины

Табл.3 -  Тематический план дисциплины (часы)



темы

Раздел дисциплины

Очно/заочно

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

лекции

семинары

ауд. ч

сам. работа

 

Раздел 1. Введение в ЭкТ

 

 

 

 

 

 

1

Сущность и роль реальной экономики

очно

2

2

4

5

 семинары, решение задач, к/р, тесты 

з/о

 

 

 

10

2

Системная структура хозяйственных связей

очно

2

2

4

5

з/о

 

 

 

10

3

Предмет, структура, функции  и методы экономической теории

очно

2

2

4

5

з/о

2

 

2

10

4

Этапы развития экономической теории

очно

2

2

4

5

з/о

2

 

2

10

5

Место и роль микроэкономики в национальном хозяйстве

очно

2

2

4

5

з/о

 

 

 

10

 

Раздел 2. Факторы современного производства и произв. возможности

 

 

 

 

 

 

6

Человеческий фактор производства

очно

2

2

4

6

 семинары, решение задач, к/р, тесты  

з/о

 

2

2

10

7

Средства производства

очно

2

2

4

6

з/о

 

2

2

10

8

Другие факторы современного производства

очно

2

2

4

6

з/о

2

 

2

10

9

Производственные возможности общества

очно

2

2

4

6

з/о

2

2

4

10

 

Раздел 3. Рыночные отношения

 

 

 

 

 

 

10

Рынок и законы его развития

очно

2

2

4

10

   семинары, решение задач, к/р, тесты  

з/о

2

 

2

15

11

Рыночное поведение конкурентных фирм

очно

2

2

4

10

з/о

 

2

2

15

12

Чистая монополия

очно

2

2

4

10

з/о

 

2

2

15

13

Монополистическая конкуренция

очно

2

2

4

10

з/о

 

2

2

15

14

Олигополия

очно

2

2

4

10

з/о

 

2

2

15

15

Эластичность спроса и предложения

очно

2

2

4

10

з/о

 

 

 

15

 

Раздел 4. Доходы и расходы бизнеса

 

 

 

 

 

 

16

Деньги и их значение в экономике

очно

4

4

8

5

   семинары, решение задач, к/р, тесты  

з/о

 

 

 

10

17

Бизнес и создание новой стоимости

очно

4

4

8

5

з/о

 

 

 

10

18

Виды первичных доходов

очно

4

4

8

5

з/о

2

 

2

10

19

Издержки производства и прибыль

очно

4

4

8

5

з/о

2

 

2

10

 

Раздел 5. Теории микроэкономики

 

 

 

 

 

 

20

Теория поведения потребителя (ТПП)

очно

2

2

4

6

  семинары, решение задач, к/р, тесты 

з/о

 

 

 

10

21

Теория внешних эффектов

очно

2

2

4

6

з/о

 

 

 

10

22

Общественные блага

очно

2

2

4

6

з/о

 

 

 

10

23

Теория общественного выбора

очно

2

2

4

6

з/о

 

 

 

10

 

Итого,  час

очно

54

54

108

153

27 -экзамен

з/о

14

14

28

260

 

 

4.4. Практические занятия (семинары)

Табл. 4 - Практические занятия (семинары)



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Трудоёмкость (час.)

очно

заочно

1

Введение в экономическую теорию

1

Сущность и роль реальной экономики

2

 

2

Системная структура хозяйственных связей

2

 

3

Предмет, структура, функции  и методы экономической теории

2

 

4

Этапы развития экономической теории

2

 

5

Место и роль микроэкономики в национальном хозяйстве

2

2

2

Факторы современного производства и производственные возможности

6

Человеческий фактор производства

2

2

7

Средства производства

2

 

8

Другие факторы современного производства

2

2

9

Производственные возможности общества

2

 

3

Рыночные отношения в обществе

10

Рынок и законы его развития

2

2

11

Рыночное поведение конкурентных фирм

2

2

12

Чистая монополия

2

2

13

Монополистическая конкуренция

2

2

14

Олигополия

2

 

15

Эластичность спроса и предложения

4

 

4

Доходы и расходы бизнеса

16

Деньги и их значение в экономике

4

 

17

Бизнес и создание новой стоимости

4

 

18

Виды первичных доходов

4

 

19

Издержки производства и прибыль

2

 

5

Теории микроэкономики

20

Теория поведения потребителя (ТПП)

2

 

21

Теория внешних эффектов

2

 

22

Общественные блага

2

 

23

Теория общественного выбора

2

 

 

Итого

 

 

54

14

4.5 Самостоятельная работа

Табл.5 - Тематика самостоятельной работы



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Очно

З/о полн.

Трудоемкость (час.)

Контроль выполн.

Трудоемкость (час.)

Контроль выполн.

1

Введение в экономическую теорию

1

Сущность и роль реальной экономики

5

Тест

10

Контрольная работа

2

Системная структура хозяйственных связей

5

Тест

10

Контрольная работа

3

Предмет, структура, функции  и методы экономической теории

5

Опрос

10

Контрольная работа

4

Этапы развития экономической теории

5

Контрольная работа

10

Контрольная работа

5

Место и роль микроэкономики в национальном хозяйстве

5

Тест

10

Контрольная работа

2

Факторы современного производства и производственные возможности

6

Человеческий фактор производства

6

Домашнее задание

10

Контрольная работа

7

Средства производства

6

Домашнее задание

10

Контрольная работа

8

Другие факторы современного производства

6

Домашнее задание

10

Контрольная работа

9

Производственные возможности общества

6

Тест

10

Контрольная работа

3

Рыночные отношения в обществе

10

Рынок и законы его развития

10

Тест

15

Контрольная работа

11

Рыночное поведение конкурентных фирм

10

Тест

15

Контрольная работа

12

Чистая монополия

10

Опрос

15

Контрольная работа

13

Монополистическая конкуренция

10

 

15

Контрольная работа

14

Олигополия

10

Опрос

15

Контрольная работа

15

Эластичность спроса и предложения

10

Тест

15

Контрольная работа

4

Доходы и расходы бизнеса

16

Деньги и их значение в экономике

5

Контрольная работа

10

Контрольная работа

17

Бизнес и создание новой стоимости

5

Опрос

10

Контрольная работа

18

Виды первичных доходов

5

Контрольная работа

10

Контрольная работа

19

Издержки производства и прибыль

5

Тест

10

Контрольная работа

5

Теории микроэкономики

20

Теория поведения потребителя (ТПП)

6

Контрольная работа

10

Контрольная работа

21

Теория внешних эффектов

6

Опрос

10

Контрольная работа

22

Общественные блага

6

Контрольная работа

10

Контрольная работа

23

Теория общественного выбора

6

Опрос

10

Контрольная работа

 

Итого

 

 

153

 

260

 

 

4.6 Примерная тематика курсовых проектов(работ)

(не предусмотрено).

 

5. Образовательные технологии

 

Табл.6 - Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПЗ, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

1

Л

С использованием мультимедийной презентации

12

ПЗ

Решение ситуационных задач, работа с годовым отчетом конкретного предприятия

6

ЛР

 

 

2

Л

Лекция-дискуссия

Проблемная лекция

Лекция –презентация

21

ПЗ

Решение ситуационных задач, работа с годовым отчетом конкретного предприятия

6

ЛР

 

 

Итого, час:

45   

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда возникла реальная экономика?

2. С чем было связано возникновение реальной экономики?

3. Какие два вида приняла хозяйственная деятельность в период возникновения реальной экономики?

4. Когда возникла реальная экономика?

5. Какназвали большинство исследователей исторически решающий переход от простого собирательства к производству экономических благ?

6. Целью экономики является.....

7. Что принято понимать под благом в экономике?

8. _________ блага не являются предметом производственной деятельности людей и не обмениваются на другие блага.

9. Все разнообразие благ можно подразделить на два рода:

10. Готовые предметы потребления и природные ресурсы образуют...

11. Средства производства и предметы потребления образуют...

12. Что можно отнести к средствам производства?

13. Что можно отнести к предметам потребления?

14. Что можно отнести к благам двойного назначения?

15. Главного звено реальной экономики...

16. Что является важнейшим принципом хозяйственной деятельности?

17. Какова последовательность хозяйственных действий?

18. Что такое потребность?

19. Что можно отнести к потребностям?

20. Что можно отнести к потребностям?

21. Закон возвышения потребностей - это ... (продолжите высказывание)

22. Каковы движущие силы производства?

23. Что можно отнести к факторам производства?

24. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на:

25. Производительность труда измеряется... (продолжите высказывание)

………

 

 

Примерные тестовые задания по темам

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Когда возникла реальная экономика?

а) 2-1,5 млрд. лет назад

б) 4-3 млн. лет назад

в) 100-40тыс. лет назад

г) 9-11 тыс. летназад

 

2. С чем было связано возникновение реальной экономики?

а) с существованием соседской общины

б) с изготовлением орудий труда из камня

в) с возделыванием злаков и выращиванием животных

г) с отсутствие частной собственности

 

3. Какие два вида приняла хозяйственная деятельность в период возникновения реальной экономики?

а) собирательство и охота

б) кочевой образ жизни и отсутствие частной собственности

в) производство и предпринимательство

г) земледелие  и скотоводство

 

4. Когда возникла реальная экономика?

а) 10 тыс. лет назад

б) 10 млн. лет назад

в) 100-40 тыс. лет назад

г) 10 млрд. лет назад

 

 

7. Учебно-методическое, информационное обеспечение дисциплины и самостоятельной работы студентов

а) основная литература

1. Белокрылов К.А. Микроэкономика. Учебник. Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, 2016. – 493с. 

2. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова.- 2 -е изд., 9-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. - 624с.

3. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. - М.: «Норма-Инфра-М. – 2000 г. - 572 с.

4. Добрынин Л.С. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина Л.С. Тарасевича. 3-е изд. Доп. и испр. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008. - 544с.

 

б) дополнительная литература

1.   Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М., Экономика, 1997.

2.   Нобелевские лауреаты по экономике. Библиографический словарь 1969-1992, М., Информарт, 1994.

3.   Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М., Экономика, 1991.

4. Экономика (микро-макро). Практикум (задачи, тесты, ситуации)

5. Сафиуллин Н.З. Многомерный рынок: теория и методология (монография). Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 2002.- 214с.

4.   Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М., «Инфра-М». 1999.

5.   Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. – М., , т. 1,3, 1981.

6.   Маршалл А. Принципы экономической науки. М., Прогресс.1993.

7.   Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики, т. 1, Эконов. 1993,

8.   Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. Д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

 

 

в) кафедральные издания и методическая литература

1. Сафиуллин Л.Н. Общественное благосостояние в условиях неоднородности рынков. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006.. – 269с.

2. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология \ монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 162с.

3. Сафиуллин Н.З., Габбасова Р.Ф. Развитие институтов качества. Казань: Отечество, 2008. - 148с.

4. Сафиуллин Н.З., Файзрахманов М.Д. Развитие предпринимательства в инновационной экономике. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007.. – 159с.

5. Сафиуллин Н.З., Рахимова Г.Н. Рынок труда и качественная неоднородность. Казань, Познание, 2007. – 115с.

6. Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казан. ун-т, 2011. - 137 с.

7. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н., Кириллова О.В. Экономическая теория. Практикум / Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: Изд-во Казанского аграрного университета, 2008г. – 204с.

 

г) интернет ресурсы базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

1.   Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/

2.   Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

3.   Федеральная служба государственной статистики РФ  http://www.gks.ru/

4.   Министерство финансов РФ www.minfin.ru

5.   Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru

6.   Экономический портал http:// economicus.ru

7.   Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru  

8.   Фондовая биржа РТС www.rts.ru

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

При изучении дисциплины используется материальная, учебно-лабораторная база университета, в т.ч. мультимедийная техника для чтения лекций и компьютерная техника с выходом в Internet для проведения практических занятий.

 

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

9.1. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов

 

Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется в основном с использованием балльно-рейтинговой системы оценки работы обучающегося

 

Таблица 7. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов

Итоговое количество баллов

оценка

Уровень освоения компетенций

до 51

неудовлетворительно

не освоен пороговый уровень

от 51 до 70

удовлетворительно

освоен пороговый уровень

от 71 до 85

хорошо

освоен продвинутый уровень

от 86 до 100

отлично

освоен превосходный уровень

 

9.2. Распределение рейтинговых баллов по модулям  при оценке текущей работы студента

Таблица 8. Распределение рейтинговых баллов по разделам

№ тем

Название учебного модуля и тем

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Макс.

кол-во баллов

 

вид

бал.

вид

бал.

 
 
 

1

2

9

10

11

12

13

 

 

Модуль 1. Введение в экономическую теорию

 

15

 

20

35

 

1

Сущность и роль реальной экономики

 семинары, решение задач, к/р, тесты

3

тест

     

2

Системная структура хозяйственных связей

3

 

3

Предмет, структура, функции  и методы экономической теории

3

 

4

Этапы развития экономической теории

3

 

5

Место и роль микроэкономики в национальном хозяйстве

3

 

 

Раздел 2. Факторы современного производства и производственные возможности

 

12

 

10

22

 

6

Человеческий фактор производства

 семинары, решение задач, к/р, тесты

3

тест

     

7

Средства производства

3

 

8

Другие факторы современного производства

3

 

9

Производственные возможности общества

3

 

 

Эссе

 

     

3

 

 

Баллы за 1 семестр

 

27

 

30

60

 

 

Зачет по итогам 1 семестра

 

     

40

 

 

Всего за 1 семестр

 

     

100

 

 

Раздел 3. Рыночные отношения в обществе

 

18

 

5

23

 

10

Рынок и законы его развития

  семинары, решение задач, к/р, тесты

3

тест

     

11

Рыночное поведение конкурентных фирм

3

 

12

Чистая монополия

3

 

13

Монополистическая конкуренция

3

 

14

Олигополия

3

 

15

Эластичность спроса и предложения

3

 

 

Раздел 4. Доходы и расходы бизнеса

 

12

 

5

17

 

16

Деньги и их значение в экономике

  семинары, решение задач, к/р, тесты 

3

тест

     

17

Бизнес и создание новой стоимости

3

 

18

Виды первичных доходов

3

 

19

Издержки производства и прибыль

3

 

 

Раздел 5. Теории микроэкономики

 

5

 

5

10

 

20

Теория поведения потребителя (ТПП)

 семинары, решение задач, к/р, тесты

2

тест

     

21

Теория внешних эффектов

1

 

22

Общественные блага

1

 

23

Теория общественного выбора

1

 

 

Реферат (доклад)

 

     

10

 

 

Баллы за 2 семестр

 

35

 

15

60

 

 

Экзамен по итогам 1-2 семестра

 

     

40

 

 

Всего за 1-2 семестр

за 1 семестр учитываются баллы через коэффициент 0,2,  за 2 семестр 0,67

60

 

 

В С Е Г О

 Х

Х

Х

 

100

 

 

 

 

10. Межкафедральное согласование смежных вопросов дисциплины

п/п

Раздел дисциплины, тема иосновные вопросы

Кафедра, где изучают

смежные вопросы,ведущий преподаватель

Подпись лица,с кем

согласованывопросы

1

Модули 1-10

Бухгалтерского учета и аудита

Клычова Г.С.

2

11-18

Экономической кибернетики

Газетдинов М.Х.

 

 

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2012 / 2013 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

Вид учебной работы

Всего

Очное обучение

Заочное обучение

Заочное сокр

Распределение по

семестрам

Распределение по семестрам

Распределение по семестрам

1

2

 

 

Всего

3

1

2

Аудиторные занятия (всего)

144

68

76

 

 

20

16

24

24

В том числе:

-

-

-

 

 

-

-

 

 

      Лекции

72

34

38

 

 

10

8

12

12

      Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

72

34

38

 

 

10

8

12

12

Самостоятельная работа (всего)

117

76

41

 

 

70

169

70

161

В том числе:

-

-

-

 

 

-

-

-

 

Зачет

 

+

 

 

 

+

 

+

 

Экзамен

27

 

27

 

 

 

9

 

9

Общая трудоемкость                        час                                                                     

                                                            зач. ед.

288

144

144

 

 

94

194

94

194

8

4

4

 

 

3

5

3

5

 

 

 

 

 

Лист переутверждения рабочей программы

 

Заседание кафедры

Заседание методической комиссии

Протокол № 9 от «17» мая 2012 г.

Зав. кафедрой

                                         / Сафиуллин Н.З.

 

Протокол №14 от « 21» мая 2012 г.

Председатель методической комиссии

_______________/Ф.Ф.Гатина______/

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2013 / 2014 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

Табл.1.Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий

 

Вид учебной работы

Всего

 

Очное обучение

Заочное обучение

Заочное сокр.

Распределение по

семестрам

Распределение по семестрам

Распределение по семестрам

1

2

 

 

3

4

1

2

Аудиторные занятия (всего)

108

36

72

 

 

14

14

24

24

В том числе:

-

-

-

 

 

-

-

 

 

      Лекции

54

18

36

 

 

8

6

12

12

      Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

54

18

36

 

 

6

8

12

12

      Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

180

108

72

 

 

123

124

70

181

В том числе:

-

-

-

 

 

-

-

-

 

     Подготовка к лекциям, семинарам

 

54

42

12

 

 

50

50

18

133

     Подготовка доклада

17

10

7

 

 

 

 

 

 

     Реферат

17

10

7

 

 

 

 

 

 

      Подготовка к текущему контролю и промежуточной аттестации

26

16

10

 

 

10

13

19

19

Решение задач,  выполнение заданий, упражнений

21

12

9

 

 

59

61

19

19

Зачет

18

18

 

 

 

4

 

4

 

Экзамен

27

 

27

 

 

 

9

 

9

Контрольные работы

 

 

 

 

 

10

10

10

10

Общая трудоемкость                        час                                                                      

                                                            зач. ед.

288

144

144

 

 

142

146

94

194

8

4

4

 

 

4

4

3

5

 

  

 

 

 

 

Лист переутверждения рабочей программы

 

Заседание кафедры

Заседание методической комиссии

Протокол № 8 от  «12» апреля 2013 г.

Зав. кафедрой

                                         / Сафиуллин Н.З.

 

Протокол №11 от « 6» мая 2013 г.

Председатель методической комиссии

_______________/Ф.Ф.Гатина______/

 

 

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2014 / 2015 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

Составитель: с 1.09.2014 г. Амирова Эльмира Фаиловна, доцент кафедры экономики и информационных технологий, к.э.н.

 

Табл.1.Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий

 

Вид учебной работы

Всего

Очное обучение

Заочное обучение

Заочное сокр.

Распределение по

семестрам

Распределение по семестрам

Распределение по семестрам

1

2

 

 

5

6

1

2

Аудиторные занятия (всего)

108

36

72

 

 

14

14

24

24

В том числе:

-

-

-

 

 

-

-

 

 

      Лекции

54

18

36

 

 

8

6

12

12

      Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

54

18

36

 

 

6

8

12

12

Самостоятельная работа (всего)

180

72

81

 

 

128

123

70

161

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет

 

+

 

 

 

+

 

+

 

Экзамен

27

 

27

 

 

 

9

 

9

Общая трудоемкость                        час                                                                     

                                                            зач. ед.

288

108

180

 

 

142

146

94

194

8

3

5

 

 

4

4

3

5

 

  

 

 

Лист переутверждения рабочей программы

 

Заседание кафедры

Заседание методической комиссии

Протокол №6 от  «16»  июня 2014 г.

Зав. кафедрой

_М.Х. Газетдинов___/_____________/

 

Протокол № 1  от «27»  августа 2014 г.

Председатель методической комиссии

Ф.Ф. Гатина__/_______________/

 

 

 

 

 

 

 

            Дополнения и изменения к рабочей программе на 2015 / 2016 учебный год

 

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Обновлен список учебно-методической литературы.

2. В раздел 6 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины» обновлена база вопросов для самопроверки.

 

 

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и информационные технологии» «22» июня 2015г.  Протокол №11

 

Заведующий кафедрой___________________/Газетдинов М.Х./

 

Дополнения и изменения к РПД

в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) утвержденного приказом №1327 от 12 ноября 2015 г. вносятся следующие изменения:

            1. Внести изменения в кодировку дисциплины Б3.Б.1 «Микроэкономика» на Б1.Б.12 «Микроэкономика».

            2. Внести изменения в компетенции.

Вместо компетенций:

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-9 - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ПК-1 - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-2 - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-4 - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач;

ПК-13 - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально- экономических последствий.

поставить компетенции

ОК-2 - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-2 - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;

ПК-1 - способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

 

Заведующий кафедрой___________________/Газетдинов М.Х./

 

Дополнения и изменения внесены

 

 

Зав.выпускающей кафедры                                                Г.С. Клычова

 

Директор Института экономики                                       Ф.Н. Мухаметгалиев

 

 

Обсуждено и принято Ученым советом университета

17 декабря 2015 года протокол №45