Статьи и лекции по аграрной экономике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ"

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

Институт экономики

                                                             

Кафедра экономики и информационных технологий

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

воспитательной работе, проф.

____________ Б.Г. Зиганшин

«25»   апреля   2016 г.

 

Рабочая программа дисциплины

 

Экономика ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

 

Направленность (профиль) подготовки

«Государственная и муниципальная служба»

 

 

Уровень

бакалавриата

 

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Год поступления обучающихся:

                        2016

 

 

 

Казань – 2016

Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологий 15  апреля 2016 года (протокол № 11)

 

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор  _________________   Газетдинов М.Х.

              

              

                                      

  

Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «18»  апреля 2016 г. (протокол №11)

     

                     Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент   ________________ Гатина Ф.Ф.

 

 

 

 

Согласовано:

Директор  Института экономики,

д.э.н., профессор                                                 ________________          Мухаметгалиев Ф.Н.

 

                       

Протокол ученого совета Института экономики  №8/1  от «25» апреля 2016 г.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 Менеджмент, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика предприятия»:

 

Таблица 1.1 – Требования к результатам освоения дисциплины

 

ПК-1

умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения

Эттап 1

1. Знать:

-   виды управленческих решений и методы их принятия;

-   основные математические модели принятия решений;

-   методы принятия управленческих решений в условия неопределенности и рисков ;

-   нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность организации;

- методы оценки деятельности организации;

- методы планирования в организации и обоснования управленческих решений.

2. Уметь:

-   решать типовые задачи, используемые при принятии управленческих решений;

анализировать эффективность принятых управленческих решений - вырабатывать управленческие решения, исходя из различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности организации; - осуществлять управление реализацией конкретного экономического проекта;

-   проводить анализ финансовой отчетности;

-   формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации

в целях оценки деятельности организации

3. Владеть:

-   количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;

-   методами и приемами отбора вариантов решения в различных проблемных ситуациях;

-        навыками оценки эффективности управленческих решений навыками сбора и обработки необходимых данных для разработки планов и обоснования управленческих решений;

методами планирования деятельности организации;

-      методами оценки деятельности организации;

методами выявления резервов повышения эффективности деятельности организации

ПК-13

способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий

1. Знать:

- принципы целеполагания, виды и методы регулирования инновационных процессов; - принципы целеполагания, виды и сущность проектов; - особенности управленческой деятельности в условиях риска и

неопределенности;

- основные государственные программы федерального и регионального уровней в сфере инноваций; - экономические, социальные и политические условия осуществления государственных программ развития;

-  виды рисков и методы их снижения при разработке и реализации проектов;

-   принципы принятия и методы обоснования решений о реализации инновационных и инвестиционных проектов;

-   принципы оценки выгод реализации инвестиционных проектов;

-   особенности разработки социально-экономических проектов

(программ развития);

-   критерии оценки последствий

(результатов) реализации проектов (программ развития);

-   основные источники финансирования проектов;

виды рисков и методы их снижения при разработке и реализации проектов

2. Уметь:

-   применять методы прогнозирования инновационных процессов; - вырабатывать решения с учетом неопределенности и

рисков; - обосновывать решения о реализации инновационных и инвестиционных проектов;

ставить цели и формулировать задачи программ развития; - использовать современные методы для разработки программ развития ;

-   обосновывать решения о реализации инновационных и инвестиционных проектов;

-   осуществлять оценку отдачи от инвестиций и проводить соответствующие расчеты;

-   ставить цели и формулировать задачи социально-экономических проектов (программ

развития);

-    использовать современные методы для разработки социально-экономических проектов (программ развития);

- готовить документацию для разработки и реализации различных проектов

3. Владеть:

-   приемами оценки различных условий инвестирования и финансирования;

-   методами государственной поддержки инновационной деятельности;

-   подходами к разработке программ развития;

-   навыками применения своих профессиональных знаний и навыков для оценки конкурентной среды территории, формирования и разработки социально-экономических проектов (программ развития);

приемами анализа и оценки рисков проектов

и выполнения соответствующих расчетов;

- готовность к реализации проектов с использованием современных инновационных технологий

-   приемами оценки различных условий инвестирования и финансирования;

-   навыками выполнения необходимых расчетов в ходе планирования и прогнозирования с учетом

неопределенности и

рисков;

-   подходами к разработке социально-экономических проектов (программ развития);

навыками оценки экономических и социальных условий их осуществления

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

 

Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно ФГОС ВО и учебного плана направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Экономика предприятий (организаций)» являются:

-  в теоретико-методологическом направлении – "Философия", «Микроэкономика», "Макроэкономика»;

            - в направлении, обеспечивающем изучение количественных форм экономических явлений и процессов – "Статистика", "Теория бухгалтерского учета», «Информационные технологии и системы в экономике»;

- в направлении, обеспечивающем связь и взаимосвязь экономических процессов внутри предприятия - "Мировая экономика и международные экономические отношения», "Менеджмент", "Финансы".

 

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицахс указанием количества

академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

 

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий  (год поступления обучающихся – 2016 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное обучение

Заочное обучение

 

1, 2 семестр

8 семестр

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

55

9

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

18

4

 

практические занятия

36

4

 

экзамен

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

89

135

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

26

60

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

36

66

 

 - подготовка к экзамену

27

9

 

Общая трудоемкость                                             час

144

144

 

                                                       зач. ед.

4

4

 

 

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам и темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся –  2016 г.)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич. занятия

всего ауд. часов

самост. работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет, метод и содержание дисциплины

2

0

2

0

4

0

5

10

2

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

2

0

2

0

4

0

7

10

3

Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия

0

0

2

0

2

0

7

10

4

Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования

2

0

4

0

6

0

7

10

5

Основной капитал предприятия

2

0

4

0

6

0

7

10

6

Оборотные средства предприятия

2

0

4

0

6

0

7

10

7

Организация, оплата и рынок труда

2

0

4

0

6

0

7

10

8

Планирование деятельности предприятия

2

0

2

0

4

0

7

10

9

Управление качеством продукции

0

0

2

0

2

0

7

10

10

Инвестиционная  и  инновационная политика предприятия (организации)

0

0

2

0

2

0

7

10

11

Финансовая и налоговая система организации

0

0

2

0

2

0

7

10

12

Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации

2

2

4

2

6

4

7

10

13

Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса

2

2

2

2

4

4

7

15

 

Итого

18

4

36

4

54

8

89

135

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2016 г.)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1: Предмет, метод и содержание дисциплины

2

0

1.2

Тема лекции 2: Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

2

0

1.3

Тема лекции 3:  Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия

0

0

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1: Предмет, метод и содержание дисциплины

2

0

1.5

Тема практического занятия 2: Предприятие и предпринимательство в рыночной среде

2

0

1.6

Тема практического занятия 3: Организация деятельности предприятия. Производственная программа предприятия

2

0

2

Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4: Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования

2

0

2.2

Тема лекции 5: Основной капитал предприятия

2

0

2.3

Тема лекции 6:  Оборотные средства предприятия

2

0

2.4

Тема лекции 7: Организация, оплата и рынок труда

2

0

 

Практические занятия

 

 

2.5

Тема практического занятия 4: Земельный ресурсы предприятия и пути улучшения их использования

4

0

2.6

Тема практического занятия 5: Основной капитал предприятия

4

0

2.7

Тема практического занятия 6: Оборотные средства предприятия

4

0

2.8

Тема практического занятия 7: Организация, оплата и рынок труда

4

0

3

Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 8: Планирование деятельности предприятия

2

0

3.2

Тема лекции 9: Управление качеством продукции

0

0

3.3

Тема лекции 10: Инвестиционная  и  инновационная политика предприятия (организации)

0

0

 

Практические занятия

 

 

3.4

Тема практического занятия 8: Планирование деятельности предприятия

2

0

3.5

Тема практического занятия 9: Управление качеством продукции

2

0

3.6

Тема практического занятия 10: Инвестиционная  и  инновационная политика предприятия (организации)

2

0

 

Раздел 4. Финансовая система и результаты  хозяйственной деятельности предприятия

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 11: Финансовая и налоговая система организации

0

0

4.2

Тема лекции 12: Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации

2

2

4.3

Тема лекции 13: Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса

2

2

 

Практические занятия

 

 

4.4

Тема практического занятия 11: Финансовая и налоговая система организации

2

0

4.5

Тема практического занятия 12: Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации

4

2

4.6

Тема практического занятия 13: Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояние его баланса

2

2

 

Итого

54

8

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

 

1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с. 

2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с. 

3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с. 

4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» представлен в приложении 1.

 

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Основная учебная  литература:

1.   Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.

2.   Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). Ч. 1 [Электронный ресурс] : в 2-х ч. / А.С. Головачев. - 2-е изд., перер. - Минск: Выш. шк., 2011. - 463 с.

3.   Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.

4.   Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с.

5.   Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.

 

Дополнительная учебная литература:

1.   Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст]: учебное пособие / В.А.Кундиус. - М: КНОРУС, 2010. - 544 с.

2.   Любушин Н.П. Экономика организаций [Текст]: учебник / Н.П.Любушин. - М: КНОРУС, 2010. - 304 с

3.   Растова Ю.И. Экономика организаций (предприятий) в схемах [Текст]: учебное пособие / Ю.И.Растова, Р.Г.Малахов, О.А.Горянинская. - М: Эксмо, 2009. - 240с.- (Экономика - наглядно и просто)

4.   Титов В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В.И.Титов. - М.: Эксмо, 2007. - 416с. - (Высшее экономическое образование)

5.   Экономика предприятия [Текст]:  учебное пособие /Т.А.Симунина и др.-3-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2008. - 256 с. (с грифом)

 

Периодические издания

1.   Газета «Российская газета».

2.   Газета «Финансовая газета».

3.   Газета «Экономика и жизнь».

4.   Журнал «Вестник экономики».

5.   Журнал «Экономист».

6.   Журнал «Экономика сельского хозяйства России».

7.   Журнал «Компания».

8.   Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий».

9.   Журнал «Российский экономический журнал».

10.Журнал «Экономист».

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»

 

Поисковая система Рамблер www. rambler.ru; 

Поисковая система Яндекс www. yandex.ru; 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/

Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

Федеральная служба государственной статистики РФ  http://www.gks.ru/

Министерство финансов РФ www.minfin.ru

Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru

Экономический портал http:// economicus.ru

Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru  

Фондовая биржа РТС www.rts.ru

Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;

Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru

Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru

и др.

 

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.

В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулиров­ках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказа­тельностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать ар­гументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие ис­точники; подготовить необходимые к работе презентации.

Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.

Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.

 

Перечень методических указаний по дисциплине:

1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с. 

2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с. 

3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с. 

4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.

 

 

10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Форма проведения занятия

Используемые информационные технологии

Перечень информационных справочных систем

(при необходимости)

Перечень программного обеспечения

Лекции

Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения

 

Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)

 

Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed.

Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, всоставе:

- Word

- Excel

- PowerPoint

- Access

«Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат». программа для решения многофакторного корреляционно-регрессионного ана-лиза

 

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

 

11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Лекции

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),

 

Практические занятия

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44

 

Самостоятельная работа

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ),