Статьи и лекции по аграрной экономике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ"

Graphic1

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

Институт экономики

 

Кафедра экономики и информационных технологий

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

воспитательной работе, проф.

____________ Б.Г. Зиганшин

«17»   марта   2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ

 

 

по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

 

Направленность (профиль) подготовки

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Уровень

бакалавриата

 

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Год поступления обучающихся:

2012, 2013, 2014, 2015

 

 

 

Казань – 2016


Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологии  «11» марта 2016 г. (протокол № 10)

 

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор  _________________   Газетдинов М.Х.

 

 

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14»  марта 2016 г. (протокол №10)

     

                     Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент   ________________ Гатина Ф.Ф.

 

 

 

 

Согласовано:

Директор  Института экономики,

д.э.н., профессор                                                 ________________    Мухаметгалиев Ф.Н.

 

 

Протокол ученого совета Института экономики  № 7 от «16» марта 2016 г..

 

 

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.01 Экономика, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика отраслей»:

 

Код компетенции

Содержание компетенций

(в соответствии с ФГОС ВО)

Результаты освоения образовательной программы

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

2 этап

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

2. Уметь:

- использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; 

- искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

- анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-1

способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

 

2 этап

 

1. Знать:

- методы сбора, анализа и обработки исходной информации для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-  основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

-  источники информации и принципы работы с ними.

2. Уметь:

-  собрать исходные данные;

-  систематизировать информацию;

- представить информацию в наглядном виде (в виде таблиц и графиков)

- установить достоверность информации.

3. Владеть:

-навыками выбора методик для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

-  современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

-  навыками анализа хозяйственной деятельности;

-  навыками применения соответствующих методик для расчета конкретных показателей;

характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

 

ПК-2

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

 

2 этап

 

1. Знать:

-   типовые методики расчета основных экономических и социально-экономических показателей;

- нормативно-правовую базу расчета основных экономических и социально-экономических показателей;

-   основные понятия и категории математического анализа и линейной алгебры, используемые при расчете экономических и социально-экономических показателей.

-   2. Уметь:

-   рассчитывать экономические или социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

-   составлять факторные модели и определять степень влияния различных факторов на изменение результирующего показателя.

-   выбрать методику расчета в соответствии поставленной задачей;

-   применить нормативно-правовую базу расчета экономических и социально-экономических показателей;

-   - рассчитать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели.

3. Владеть:

-   навыками расчета экономических или социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-   навыками анализа хозяйственной деятельности;

-   современными методиками расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

-   навыками применения соответствующих методик для расчета конкретных показателей;

- методами определения социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

 

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Дисциплина «Экономика отраслей» относится к базовой части блока – Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 5 семестре на 3 курсе при очной форме обучения, в 7 семестре на 4 курсе при заочной форме обучения.

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана «Микроэкономика», «Экономическая информатика» «Макроэкономика», «Статистика».

Дисциплина является основополагающим для изучения таких дисциплин, как: «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы АПК», «Оценка бизнеса».

 

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

 

 

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий

 (год поступления обучающихся – 2012 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное

обучение

Заочное

обучение

 

5 семестр

7 семестр

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

49

21

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

24

10

 

практические занятия

24

10

 

экзамен

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

59

123

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

15

50

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

18

65

 

 - подготовка к экзамену

26

8

 

Общая трудоемкость                                                          час

108

144

 

                                                       зач. ед.

3

4

 

 

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий

 (год поступления обучающихся – 2013 г., 2014 г., 2015 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное

обучение

Заочное

обучение

 

6 семестр

7 сессия

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

73

17

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

36

8

 

практические занятия

36

8

 

экзамен

1

1

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

71

127

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

25

50

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

29

69

 

 - подготовка к экзамену

17

8

 

Общая трудоемкость                                                           час

144

144

 

                                                       зач. ед.

4

4

 

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич.

занятия

всего ауд. часов

самост.

работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

2

0

4

0

3

7

2

Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

2

0

4

0

3

8

3

Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

2

0

2

0

4

0

3

8

4

Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2

2

4

4

5

10

5

Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2

2

4

4

5

10

6

Трудовые ресурсы и оплата труда

2

2

2

2

4

4

5

10

7

Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

2

2

2

2

4

4

5

10

8

Цены и ценообразование в АПК

2

0

2

0

4

0

5

10

9

Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

1

0

1

0

2

0

5

10

10

Формирование доходов в отраслях АПК.

1

0

1

0

2

0

5

10

11

Государственное регулирование в АПК

2

0

2

0

4

0

5

10

12

Экономика производства продукции  растениеводства

2

0

2

0

4

0

5

10

13

Экономика производства продукции  животноводства

2

2

2

2

4

4

5

10

 

Итого

24

10

24

10

48

20

59

123

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

1.2

Тема лекции 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

1.3

Тема лекции 3:  Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

2

0

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

1.5

Тема практического занятия 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

1.6

Тема практического занятия 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

2

0

2

Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2.2

Тема лекции 5: Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2.3

Тема лекции 6:  Трудовые ресурсы и оплата труда

2

2

2.4

Тема лекции 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

2

2

 

Практические занятия

 

 

2.5

Тема практического занятия 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2.6

Тема практического занятия 5: Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2.7

Тема практического занятия 6: Трудовые ресурсы и оплата труда

2

2

2.8

Тема практического занятия 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

2

2

3

Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 8: Цены и ценообразование в АПК

2

0

3.2

Тема лекции 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

1

0

3.3

Тема лекции 10: Формирование доходов в отраслях АПК.

1

0

 

Практические занятия

 

 

3.4

Тема практического занятия 8: Цены и ценообразование в АПК

2

0

3.5

Тема практического занятия 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

1

0

3.6

Тема практического занятия 10: Формирование доходов в отраслях АПК.

1

0

 

Раздел 4. Экономика  отдельных отраслей

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 11: Государственное регулирование в АПК

2

0

4.2

Тема лекции 12: Экономика производства продукции растениеводства

2

0

4.3

Тема лекции 13: Экономика производства продукции животноводства

2

2

 

Практические занятия

 

 

4.4

Тема практического занятия 11: Государственное регулирование в АПК

2

0

4.5

Тема практического занятия 12: Экономика производства продукции растениеводства

2

0

4.6

Тема практического занятия 13: Экономика производства продукции животноводства

2

2

 

Итого

48

20

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся – 2013 г., 2014 г., 2015 г.)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич.

занятия

всего ауд. часов

самост.

работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

2

0

4

0

5

7

2

Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

2

0

4

0

5

8

3

Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

4

0

4

0

8

0

5

8

4

Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2

2

4

4

5

10

5

Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2

2

4

4

5

10

6

Трудовые ресурсы и оплата труда

2

0

2

0

4

0

5

10

7

Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

4

2

4

2

8

4

5

10

8

Цены и ценообразование в АПК

2

0

2

0

4

0

5

10

9

Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

2

0

2

0

4

0

5

10

10

Формирование доходов в отраслях АПК.

2

0

2

0

4

0

5

10

11

Государственное регулирование в АПК

2

0

2

0

4

0

5

10

12

Экономика производства продукции  растениеводства

6

0

6

0

12

0

7

10

13

Экономика производства продукции  животноводства

4

2

4

2

8

4

9

14

14

Итого

36

8

36

8

72

16

71

127

 

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2013 г., 2014 г., 2015 г.)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Предприятие в рыночной экономике

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

1.2

Тема лекции 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

1.3

Тема лекции 3:  Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

4

0

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1: Предмет и задачи курса «Экономика отраслей»

2

0

1.5

Тема практического занятия 2: Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка. Размещение, специализация, концентрация и агропромышленная интеграция.

2

0

1.6

Тема практического занятия 3: Экономическая сущность рынка и рыночных отношений. Рыночные каналы реализации продукции сельского хозяйства

4

0

2

Раздел 2. Производственные ресурсы, их формирование и эффективность использования

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2.2

Тема лекции 5: Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2.3

Тема лекции 6:  Трудовые ресурсы и оплата труда

2

0

2.4

Тема лекции 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

4

2

 

Практические занятия

 

 

2.5

Тема практического занятия 4: Земельные ресурсы и повышение эффективности их использования

2

2

2.6

Тема практического занятия 5: Основные и оборотные средства отрасли

2

2

2.7

Тема практического занятия 6: Трудовые ресурсы и оплата труда

2

0

2.8

Тема практического занятия 7: Издержки производства и себестоимость продукции в отраслях АПК

4

2

3

Раздел 3. Экономический механизм функционирования предприятия

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 8: Цены и ценообразование в АПК

2

0

3.2

Тема лекции 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

2

0

3.3

Тема лекции 10: Формирование доходов в отраслях АПК.

2

0

 

Практические занятия

 

 

3.4

Тема практического занятия 8: Цены и ценообразование в АПК

2

0

3.5

Тема практического занятия 9: Инвестиционная и инновационная деятельность в АПК

2

0

3.6

Тема практического занятия 10: Формирование доходов в отраслях АПК.

2

0

 

Раздел 4. Экономика  отдельных отраслей

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 11: Государственное регулирование в АПК

2

0

4.2

Тема лекции 12: Экономика производства продукции растениеводства

6

0

4.3

Тема лекции 13: Экономика производства продукции животноводства

4

2

 

Практические занятия

 

 

4.4

Тема практического занятия 11: Государственное регулирование в АПК

2

0

4.5

Тема практического занятия 12: Экономика производства продукции растениеводства

6

0

4.6

Тема практического занятия 13: Экономика производства продукции животноводства

4

2

 

Итого

72

16

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с. 

2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с. 

3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с. 

4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.

5. Захаров В.П., Амирова Э.Ф. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Экономика отраслей АПК» для студентов Института экономики. – Казань, КГАУ, 2014. (электронный вариант)

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономика отраслей» представлен в приложении 1.

 

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Основная учебная  литература:

1.   Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.

2.   Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). Ч. 1 [Электронный ресурс] : в 2-х ч. / А.С. Головачев. - 2-е изд., перер. - Минск: Выш. шк., 2011. - 463 с.

3.   Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.

4.   Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 608 с.

5.   Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк; Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.

 

Дополнительная учебная литература:

1.   Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст]: учебное пособие / В.А.Кундиус. - М: КНОРУС, 2010. - 544 с.

2.   Любушин Н.П. Экономика организаций [Текст]: учебник / Н.П.Любушин. - М: КНОРУС, 2010. - 304 с

3.   Растова Ю.И. Экономика организаций (предприятий) в схемах [Текст]: учебное пособие / Ю.И.Растова, Р.Г.Малахов, О.А.Горянинская. - М: Эксмо, 2009. - 240с.- (Экономика - наглядно и просто)

4.   Титов В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В.И.Титов. - М.: Эксмо, 2007. - 416с. - (Высшее экономическое образование)

5.   Экономика предприятия [Текст]:  учебное пособие /Т.А.Симунина и др.-3-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2008. - 256 с. (с грифом)

 

Периодические издания

1.   Газета «Российская газета».

2.   Газета «Финансовая газета».

3.   Газета «Экономика и жизнь».

4.   Журнал «Вестник экономики».

5.   Журнал «Экономист».

6.   Журнал «Экономика сельского хозяйства России».

7.   Журнал «Компания».

8.   Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий».

9.   Журнал «Российский экономический журнал».

10.Журнал «Экономист».

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»

 

Поисковая система Рамблер www. rambler.ru; 

Поисковая система Яндекс www. yandex.ru; 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/

Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

Федеральная служба государственной статистики РФ  http://www.gks.ru/

Министерство финансов РФ www.minfin.ru

Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru

Экономический портал http:// economicus.ru

Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru  

Фондовая биржа РТС www.rts.ru

Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;

Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru

Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru

и др.

 

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.

В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулиров­ках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказа­тельностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать ар­гументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие ис­точники; подготовить необходимые к работе презентации.

Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.

Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.

 

Перечень методических указаний по дисциплине:

1. Амирова Э.Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине ««Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2015. – 136 с. 

2. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)» / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2014. – 80 с. 

3. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по Экономике организаций / Э.Ф. Амирова, Захарова Г.П. - Казань: КГАУ, 2013. – 60 с. 

4. Рабочая тетрадь и методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике организаций (предприятий) / Э.Ф. Амирова, Сафиуллин И.Н. - Казань: КГАУ, 2011. – 71 с.

5. Захаров В.П., Амирова Э.Ф. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Экономика отраслей АПК» для студентов Института экономики. – Казань, КГАУ, 2014. (электронный вариант)

 

10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Форма проведения занятия

Используемые информационные технологии

Перечень информационных справочных систем

(при необходимости)

Перечень программного обеспечения

Лекции

Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения

 

Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)

 

Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed.

Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, всоставе:

- Word

- Excel

- PowerPoint

- Access

«Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат». программа для решения многофакторного корреляционно-регрессионного ана-лиза

 

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

 

11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Лекции

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),

 

Практические занятия

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44

 

Самостоятельная работа

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ),