Статьи и лекции по аграрной экономике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Graphic1

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

Институт экономики

 

Кафедра экономики и информационных технологий

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

воспитательной работе, проф.

____________ Б.Г. Зиганшин

«17»   марта   2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА)

 

 

 

по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное муниципальное управление»

 

Направленность (профиль) подготовки

«Государственная и муниципальная служба»

 

 

 

Уровень

бакалавриата

 

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Год поступления обучающихся:

2012, 2014, 2015

 

 

 

 

Казань – 2016

 

Составитель:Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономики и информационных технологии  «11» марта 2016 г. (протокол № 10)

 

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор  _________________   Газетдинов М.Х.

 

 

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14»  марта 2016 г. (протокол №10)

     

                     Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент   ________________ Гатина Ф.Ф.

 

 

 

 

Согласовано:

Директор  Института экономики,

д.э.н., профессор                                               ________________        Мухаметгалиев Ф.Н.

 

 

Протокол ученого совета Института экономики  № 7 от «16» марта 2016 г.

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 «Государственное муниципальное управление», обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)»:

 

Код компетенции

Содержание компетенций

(в соответствии с ФГОС ВО)

Результаты освоения образовательной программы

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

1 этап

 

 

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

2. Уметь:

- использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; 

- искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

- анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности.

 

 

 

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» относится к базовой части блока – Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 1-2 семестрах на 1 курсе при очной форме обучения.

Дисциплина «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ОПОП бакалавра экономики.

 

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий  (год поступления обучающихся – 2012 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное обучение

Заочное обучение

 

1, 2 семестр

3, 4 семестр

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

86

0

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

42

 

 

практические занятия

42

 

 

экзамен - 1 семестр

1

 

 

экзамен - 2 семестр

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

94

0

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

25

 

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

26

 

 

 - подготовка к экзамену

43

 

 

Общая трудоемкость                                             час

180

0

 

                                                       зач. ед.

5

0

 
       

Таблица 3.1 -  Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий  (год поступления обучающихся – 2014 г., 2015 г.)

 

Вид учебных занятий

Очное обучение

Заочное обучение

 

1, 2 семестр

5, 6 сессия

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

74

0

 
 

в том числе:

 

 

 

лекции

36

 

 

практические занятия

36

 

 

зачет

1

 

 

экзамен

1

 

 

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

106

0

 

 в том числе:

 

 

 

 - подготовка к практическим занятиям

30

 

 

 - работа с тестами и вопросами для самоподготовки

40

 

 

 - подготовка к зачету

10

 

 

 - подготовка к экзамену

26

 

 

Общая трудоемкость                                             час

180

0

 

                                                       зач. ед.

5

0

 

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич. занятия

всего ауд. часов

самост. работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и метод экономической теории.

2

0

2

0

4

0

2

0

2

Общие черты экономического развития.

2

0

2

0

4

0

4

0

3

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

0

2

0

4

0

4

0

4

Общая характеристика рыночной экономики.

2

0

2

0

4

0

4

0

5

Механизм совершенной конкуренции.

2

0

2

0

4

0

4

0

6

Механизм несовершенной конкуренции.

2

0

2

0

4

0

4

0

7

Предприятия (фирмы).

2

0

2

0

4

0

4

0

8

Издержки производства и прибыль.

2

0

2

0

4

0

4

0

9

Рынки факторов производства.

2

0

2

0

4

0

4

0

10

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

0

2

0

4

0

5

0

11

Государство в рыночной экономике.

2

0

2

0

4

0

5

0

12

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

0

2

0

4

0

5

0

13

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

0

2

0

4

0

5

0

14

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

0

2

0

4

0

5

0

15

Занятость и безработица.

2

0

2

0

4

0

5

0

16

Социальная политика государства.

2

0

2

0

4

0

5

0

17

Финансы и фискальная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

18

Денежно-кредитная система.

2

0

2

0

4

0

5

0

19

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

20

Мировая торговля.

2

0

2

0

4

0

5

0

21

Международные валютные отношения.

2

0

2

0

4

0

5

0

 

Итого

42

0

42

0

84

0

94

0

 

 

 

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2012 г .)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1:

Предмет и метод экономической теории.

2

 

1.2

Тема лекции 2:

Общие черты экономического развития.

2

 

1.3

Тема лекции 3: 

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

 

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1:

Предмет и метод экономической теории.

2

 

1.5

Тема практического занятия 2:

Общие черты экономического развития.

2

 

1.6

Тема практического занятия 3:

Собственность и ее роль в экономических системах.

2

 

2

Раздел 2. Микроэкономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

2

 

2.2

Тема лекции 5:

Механизм совершенной конкуренции.

2

 

2.3

Тема лекции 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

2

 

2.4

Тема лекции 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.5

Тема лекции 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.6

Тема лекции 9:

Рынки факторов производства.

2

 

 

Практические занятия

 

 

2.7

Тема практического занятия 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

2

 

2.8

Тема практического занятия 5:

Механизм совершенной конкуренции.

2

 

2.9

Тема практического занятия 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

2

 

2.10

Тема практического занятия 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.11

Тема практического занятия 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.12

Тема практического занятия 9:

Рынки факторов производства.

2

 

3

Раздел 3 Глобальное и региональоное демографическое развитие

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.2

Тема лекции 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.3

Тема лекции 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.4

Тема лекции 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.5

Тема лекции 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.6

Тема лекции 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.7

Тема лекции 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.8

Тема лекции 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.9

Тема лекции 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.10

Тема лекции 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Практические занятия

 

 

3.11

Тема практического занятия 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.12

Тема практического занятия 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.13

Тема практического занятия 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.14

Тема практического занятия 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.15

Тема практического занятия 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.16

Тема практического занятия 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.17

Тема практического занятия 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.18

Тема практического занятия 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.19

Тема практического занятия 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.20

Тема практического занятия 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Раздел 4. Мировая экономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 20:

Мировая торговля

2

 

4.2

Тема лекции 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Практические занятия

 

 

4.3

Тема практического занятия 20:

Мировая торговля

2

 

4.4

Тема практического занятия 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Итого

84

0

 

 

 

Таблица 4.1 - Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

(год поступления обучающихся –  2014 г., 2015 г.)

№ темы

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

лекции

практич. занятия

всего ауд. часов

самост. работа

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

очно

заочно

1

Предмет и метод экономической теории.

1

0

1

0

2

0

5

0

2

Общие черты экономического развития.

1

0

1

0

2

0

5

0

3

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

0

1

0

2

0

5

0

4

Общая характеристика рыночной экономики.

1

0

1

0

2

0

5

0

5

Механизм совершенной конкуренции.

1

0

1

0

2

0

5

0

6

Механизм несовершенной конкуренции.

1

0

1

0

2

0

5

0

7

Предприятия (фирмы).

2

0

2

0

4

0

5

0

8

Издержки производства и прибыль.

2

0

2

0

4

0

5

0

9

Рынки факторов производства.

2

0

2

0

4

0

5

0

10

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

0

2

0

4

0

5

0

11

Государство в рыночной экономике.

2

0

2

0

4

0

5

0

12

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

0

2

0

4

0

5

0

13

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

0

2

0

4

0

5

0

14

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

0

2

0

4

0

5

0

15

Занятость и безработица.

2

0

2

0

4

0

5

0

16

Социальная политика государства.

2

0

2

0

4

0

5

0

17

Финансы и фискальная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

18

Денежно-кредитная система.

2

0

2

0

4

0

5

0

19

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

0

2

0

4

0

5

0

20

Мировая торговля

2

0

2

0

4

0

5

0

21

Международные валютные отношения

2

0

2

0

4

0

6

0

 

Итого

36

0

36

0

72

0

106

0

 

 

Таблица 4.2 - Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

(год поступления обучающихся – 2014, 2015 г .)

Содержание раздела (темы) дисциплины

Время, ак.час

очно

заочно

1

Раздел 1. Раздел 1. Общие основы экономической теории.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

1.1

Тема лекции 1:

Предмет и метод экономической теории.

1

 

1.2

Тема лекции 2:

Общие черты экономического развития.

1

 

1.3

Тема лекции 3: 

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

 

 

Практические занятия

 

 

1.4

Тема практического занятия 1:

Предмет и метод экономической теории.

1

 

1.5

Тема практического занятия 2:

Общие черты экономического развития.

1

 

1.6

Тема практического занятия 3:

Собственность и ее роль в экономических системах.

1

 

2

Раздел 2. Микроэкономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

2.1

Тема лекции 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

1

 

2.2

Тема лекции 5:

Механизм совершенной конкуренции.

1

 

2.3

Тема лекции 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

1

 

2.4

Тема лекции 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.5

Тема лекции 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.6

Тема лекции 9:

Рынки факторов производства.

2

 

 

Практические занятия

 

 

2.7

Тема практического занятия 4:

Общая характеристика рыночной экономики.

1

 

2.8

Тема практического занятия 5:

Механизм совершенной конкуренции.

1

 

2.9

Тема практического занятия 6:

Механизм несовершенной конкуренции.

1

 

2.10

Тема практического занятия 7:

Предприятия (фирмы).

2

 

2.11

Тема практического занятия 8:

Издержки производства и прибыль.

2

 

2.12

Тема практического занятия 9:

Рынки факторов производства.

2

 

3

Раздел 3 Глобальное и региональоное демографическое развитие

 

 

 

Лекционный курс

 

 

3.1

Тема лекции 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.2

Тема лекции 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.3

Тема лекции 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.4

Тема лекции 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.5

Тема лекции 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.6

Тема лекции 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.7

Тема лекции 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.8

Тема лекции 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.9

Тема лекции 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.10

Тема лекции 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Практические занятия

 

 

3.11

Тема практического занятия 10:

Макроэкономика: содержание и основные показатели общественного производства..

2

 

3.12

Тема практического занятия 11:

Государство в рыночной экономике.

2

 

3.13

Тема практического занятия 12:

Совокупный спрос и совокупное предложение

2

 

3.14

Тема практического занятия 13:

Макроэкономическое равновесие и механизм его достижения.

2

 

3.15

Тема практического занятия 14:

Циклическое развитие рыночной экономики, Экономический рост.

2

 

3.16

Тема практического занятия 15:

Занятость и безработица.

2

 

3.17

Тема практического занятия 16:

Социальная политика государства.

2

 

3.18

Тема практического занятия 17:

Финансы и фискальная политика.

2

 

3.19

Тема практического занятия 18:

Денежно-кредитная система.

2

 

3.20

Тема практического занятия 19:

Инфляция и антиинфляционная политика.

2

 

 

Раздел 4. Мировая экономика.

 

 

 

Лекционный курс

 

 

4.1

Тема лекции 20:

Мировая торговля

2

 

4.2

Тема лекции 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Практические занятия

 

 

4.3

Тема практического занятия 20:

Мировая торговля

2

 

4.4

Тема практического занятия 21:

Международные валютные отношения

2

 

 

Итого

72

0

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

1.   Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.

2.   Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.

3.   Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» представлен в приложении 1.

 

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Основная учебная  литература:

1.   Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 [Электронный ресурс] : Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 934 с

2.   Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.

3.   Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 367 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53623 — Загл. с экрана.

4.   Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с. ISBN 978-5-16-006491-8

5.   Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

 

Дополнительная учебная литература:

1.   Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. Д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

2.   Киселева Е. А.     Макроэкономика [Текст] : экспресс-курс: Учебное пособие / Е. А. Киселева. – М.: из-во КНОРУС, 2008. - 384 с..

3.   Леонтьев В. Межотраслевая экономика. - М.: Экономика, 1997. – 168с.

4.   Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.: «Инфра-М». - 2012. – 540с.

5.   Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. – М.: Звезда, 1981 – 345с.

6.   Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 2013 – 238с.

7.   Нобелевские лауреаты по экономике. Библиографический словарь 1969-19927 - М.: Информарт, 2004 – 98с.

8.   Сафиуллин Н.З. Многомерный рынок: теория и методология (монография). - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.- 214с.

9.   Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М.: Экономика, 1991. – 324с.

 

Периодические издания

1.   Газета «Российская газета».

2.   Газета «Финансовая газета».

3.   Газета «Экономика и жизнь».

4.   Журнал «Вестник экономики».

5.   Журнал «Власть».

6.   Журнал «Деньги».

7.   Журнал «Компания».

8.   Журнал «Демография».

9.   Журнал «Российский экономический журнал».

10.Журнал «Экономист».

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Электронная библиотечная система «Znanium.Com» Издательство «ИНФРА-М»

 

Поисковая система Рамблер www. rambler.ru; 

Поисковая система Яндекс www. yandex.ru; 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/

Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/

Федеральная служба государственной статистики РФ  http://www.gks.ru/

Министерство финансов РФ www.minfin.ru

Министерство по налогами сборам РФ www.nalog.ru

Экономический портал http:// economicus.ru

Федеральная антимонопольная служба РФ www.fas.gov.ru  

Фондовая биржа РТС www.rts.ru

Бесплатная консультационная служба: оперативная экономико-правовая информация, новые нормативные документы с комментариями и разъяснениями www.akdi.ru;

Аналитические профессиональные материалы www.garant.ru

Авторский сайт Амировой Э.Ф. agroekonomika.ru

и др.

 

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. При изучении и проработке теоретического материала для студентов необходимо: повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной литературы; при самостоятельном изучении теоретической темы сделать конспект, используя рекомендованные литературные источники; ответить на контрольные вопросы по теме, представленные в приложении 1; при подготовке к текущему контролю использовать материалы фонда оценочных средств (приложение 1). Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над нормативными документами, учебной и научной литературой. При подготовке к практическому занятию для студентов очной формы обучения необходимо: изучить, повторить теоретический материал по заданной теме; изучить материалы Практикума по заданной теме, уделяя особое внимание расчетным формулам; при выполнении домашних расчетных заданий, изучить, повторить типовые задания, выполняемые в аудитории. Для ускорения работы и обеспечения усвоения большего объема знаний для студентов разработаны материалы, представленные на сайте agroekonomika.ru и «Методические разработки для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Демография», содержащие определенные задания, которые студент должен выполнить.

В процессе организации самостоятельной работы студентов на занятиях используются традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка выступления, доклада) и инновационные такие как работа в группах, педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов экспериментах исследований, «круглый стол» и др. Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы имеющие прямое отношение к деятельности педагога или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним. Конспектирование литературы - краткое изложение содержания статьи, книги, выступления, речи и т. д. Требования к конспектированию: краткость, ясность, полнота и точность раскрытия рассматриваемого вопроса или проблемы. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулиров­ках автора с указанием страницы первоисточника. Подготовка выступления. Данный вид самостоятельной работы представляет наибольшую сложность для студента. Потому, что важно не только подготовить хороший доклад, но и суметь донести эмоционально и в интересной форме для слушателей. Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности: изучить рекомендованную литературу по данному вопросу; критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказа­тельностью выдвигаемых автором тех или иных положений; продумать логику выступления и составить план доклада; сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада; тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать ар­гументы в его защиту или против неправильных суждений; сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие ис­точники; подготовить необходимые к работе презентации.

Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы. При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения. Исключительно важное значение при подготовке студента имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает: повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту; ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме; определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции; подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т. д.); определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности. Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. При слушании лекции нужно усвоить: научную сущность изучаемого материала; научную логику связи теории с жизнью и практикой; взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками; глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы. При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию. При подготовке к семинарским занятиям следует: выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию; повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника; ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем - дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение); составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий; проработать вопросы по изучаемой теме. Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали. Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.

Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.

 

Перечень методических указаний по дисциплине:

1.   Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Потребительский спрос в экономике знаний. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2011. - 137 с.

2.   Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работ по дисциплине «Экономическая теория» для бакалавров Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2015. – 94 с.

3.   Сафиуллин Н.З., Кириллова О.В. Методические разработки для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Микроэкономика» для бакалавров. Направление подготовки «Экономика». – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2012. – 92с.

 

10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

Форма проведения занятия

Используемые информационные технологии

Перечень информационных справочных систем

(при необходимости)

Перечень программного обеспечения

Лекции

Мультимедийные технологии в сочетании с технологией проблемного изложения

 

Гарант-аэро (информационно-правовое обеспечение)

 

Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed.

Microsoft Office 365 Open Plan A3 Faculty, в составе:

- Word

- Excel

- PowerPoint

- Access

«Антиплагиат. ВУЗ». ЗАО «Анти-Плагиат».

 

 

Практические занятия

Самостоятельная работа

 

 

11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Лекции

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт),

 

Практические занятия

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), аудитория №5, аудитория №44

 

Самостоятельная работа

Лекционная аудитория с мультимейдийным оборудованием №8 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт), Аудитория для самостоятельной работы с мультимейдийным оборудованием №31 (Мультимедиа проектор – 1 шт., экран-1 шт, ),