Статьи и лекции по аграрной экономике

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

ТЕМА 4. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА 

Вопросы лекции:

1.  Понятие квалиметрической оценки качества продукции

2.  Классификация методов определения значений показателей качества

3.  Измерение качества

4.  Методы оценки уровня качества

 

1.  Понятие квалиметрической оценки качества продукции

Научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации, называется квалиметрией. Основные задачи квалиметрии - определить номенклатуру необходимых показателей качества продукции и их оптимальных значений, а также разработать методы количественной оценки качества, создать методику учета изменения качества во времени, смоделировать градацию качества.

В квалиметрической оценке качества продукции различают понятия:

1)    свойств качества;

2)    показателей качества.

Качественную или количественную характеристику любых свойств или состояний продукции называют признаком продукции. При изменении свойств изделий изменяются показатели качества.

Показатель качества, являясь внешним выражением свойства в конкретных условиях, позволяет судить о наличии самого свойства. Свойство продукции проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Номенклатура свойств и показателей качества стандартизована.

В номенклатуре свойств выделяют свойства:

1)    основной функции изделий (качества функционирования изделий)

2)    потребительские.

К числу основныхотносят свойства отдельных изделий (точность, надежность) и свойства совокупности изделий (взаимозаменяемость, стабильность).

Потребительские свойствапроявляются в процессе потребления при удовлетворении материальных и культурных потребностей определенных групп продукции. Они определяют эффективность изделий по назначению, их социальную значимость, практическую полезность и эстетическое совершенство. Структура потребительских свойств служит основой для формирования перечня номенклатуры потребительских показателей качества.

 По характеру удовлетворяемых потребностей потребительские свойства разделяются:

1)  на свойства, характеризующие соответствие изделия оптимальному ассортименту;

2)  моральное старение;

3)  функциональные свойства полезности потребления;

4)  эргономические свойства изделий;

5)  эстетические свойства изделий;

6)  безопасность изделий в потреблении;

7)  экологические свойства.

В номенклатуре показателей качества продукции устанавливается перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав качества продукции и обеспечивающих возможность оценки ее уровня качества. Показатели качества продукции в зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества продукции классифицируют по различным признакам на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для качества функционирования изделий первостепенное значение имеют показатели групп назначения, надежности, технологичности, унификации, экономические.

Свойства и показатели качества продукции регламентируются в стандартах и технических условиях, используются при проведении сертификации, при экспертизе технической документации и опытных образцов, в документах, определяющих договорно-правовые отношения по специализации и кооперированию производства.

2.  Классификация методов определения значений показателей качества

Методы определения значений показателей качества подразделяются на две группы:

1)  по способам получения информации:

1)    Измерительный методоснован на информации, получаемой с помощью технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости получают способом пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и т.п. С помощью измерительного метода определяются значения, например, массы изделия, силы тока, геометрических параметров, скорости и др.

2)    Регистрационный методоснован на использовании информации, получаемой путем подсчета количества определенных событий, предметов или затрат. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

3)    Органолептический методоснован на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств. При этом значения показателей определяют путем анализа полученных ощущений и выражают в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические показатели и др.

4)    Расчетный методоснован на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании изделий.

2)  по источникам получения информации:

1)    Традиционный методиспользуют при определении значений показателей качества изделий должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий.

2)    Экспертный метод используют для нахождения значений таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими, более объективными методами. Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов.

3.  Измерение качества

В процессе принятия решений формируются ситуации, цели, ограничения, варианты решений и производятся измерения их характеристик. Эти измерения носят качественный или количественный характер, бывают объективными и субъективными.

Объективные качественные и количественные измеренияпроизводятся измерительными приборами, действие которых основано на использовании физических законов. Теория объективных измерений достаточно хорошо разработана и относится к области метрологии.

Субъективные измерения производятся человеком, который выполняет как бы роль измерительного прибора. Естественно, что при субъективном измерении на его результаты влияет психология мышления человека. В настоящее время ведутся исследования в области субъективных измерений, преследующие двоякую цель: с одной стороны, определение закономерностей процесса измерения, с другой — выявление общего механизма мышления человеческого мозга.

На основе использования логики и теории отношений построена теория измерений, позволяющая с единых позиций рассматривать как объективные, так и субъективные измерения. В этой теории предполагаются конструктивные методы субъективных измерений.

Измерение определяется как процедура сравнения объектов по определенным характеристикам (признакам).

В это определение включены три понятия:

1)    объекты,

2)    характеристики (показатели)

3)    процедура сравнения.

Объектамимогут быть предметы, явления, события, решения, процессы, управление.

В сравнениях объектов используются следующие характеристики:

а.       пространственные,

б.       временные,

в.       физические,

г.        физиологические,

д.       технические,

е.        экономические свойства

Процедура сравнениявключает определение отношений между объектами и способ их сравнения. Введение конкретных показателей сравнения позволяет установить отношения между объектами.

Определение численных значений показателей качества требует применения статистических методов. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев значения показателей качества являются случайными величинами.

Для оценки показателей качества продукции решают следующие задачи:

1)      определяют законы их распределения;

2)      определяют доверительные границы и интервалы для параметров распределения оцениваемого показателя качества;

3)      сравнивают средние значения исследуемого показателя качества для совокупностей единиц продукции с целью установить, является ли различие между ними случайным или закономерным;

4)      сравнивают дисперсии исследуемого показателя качества совокупностей единиц продукции;

5)      определяют коэффициент корреляции между двумя показателями качества;

6)      определяют влияние исследуемых факторов на изменение оцениваемого показателя качества.

Вид распределения вероятностей для различных показателей качества определяется на основе анализа физических факторов, от которых зависит исследуемый показатель. Указанный анализ завершается выдвижением гипотезы о виде распределения, которая затем проверяется по статистическим критериям.

4.  Методы оценки уровня качества

Оценка уровня качества продукцииявляется основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции и представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателя качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

При сопоставлении показателя качества оцениваемой продукции с его базовым значением или функцией используют понятие относительного значения показателя качества продукции. Через совокупность относительных показателей качества продукции или отношение комплексного показателя качества продукции к соответствующему комплексному базовому показателю выражают уровень качества. Если совокупность относительных показателей качества характеризует техническое совершенство оцениваемой продукции, то через нее выражают технический уровень продукции. К техническому уровню прибегают при сравнении образцов отечественной и зарубежной продукции, когда экономические показатели зарубежной продукции, как правило, неизвестны.

Оценку уровня качества связывают со стадией существования продукции и подчиняют следующим целям:

1)  разработка продукции. Оценка технического уровня;

2)  изготовление продукции. Оценка уровня качества изготовления продукции;

3)  эксплуатация или потребление продукции. Оценка уровня качества продукции при эксплуатации или потреблении.

Одним из основных документов, отражающих уровень качества продукции, является «Карта технического уровня и качества продукции».

Реально достижимую совокупность значений показателей качества продукции, принятую для сравнения, называют базовым образом. Совокупность базовых значений показателей должна характеризовать оптимальный уровень качества продукции на некоторый заданный период времени. Для определения оптимальных значений показателей качества продукции применяют количественные методы оптимизации.

В настоящее время при оценке уровня качества продукции применяют количественные и экспертные методы.

Количественные методыявляются более объективными и включают:

1)    дифференциальный,

2)    комплексный

3)    смешанный методы.

Дифференциальный метод заключается в раздельном сопоставлении единичных показателей качества рассматриваемого изделия с аналогичными базовыми показателями. Для этого определяют относительный показатель качества:  b=Pi/Piq

 

где Pi- единичный показатель рассматриваемого изделия;

Piq - единичный базовый показатель.

Если определенные по указанным формулам относительные показатели оказываются больше или равны единице, то это означает, что уровень качества рассматриваемого изделия превышает или соответствует уровню качества эталона. Если часть из них оказалась меньше единицы, то применяют комплексный метод.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает применение обобщенных комплексных показателей качества сразу к нескольким единичным показателям потребительских и основных свойств. Обобщения проводят в стоимостном и техническом выражениях в относительных величинах.

В стоимостном выражении обобщения проводят по интегральному, сквозному показателю. В техническом выражении — для одного типа однородной продукции с близкими функциональными параметрами при неизвестных экономических показателях.

Обобщенные показатели могут быть связаны с единичными в двух случаях:

1)  через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы;

2)  субъективным способом по принципу средневзвешенного, свя¬занным с компетенцией профессиональных экспертов.