Статьи и лекции по аграрной экономике

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Graphic1

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО КазанскийГАУ)

 

 

 

 

Факультет (институт) Институт экономики

 

 

Кафедра экономики и информационных технологий

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

воспитательной работе, проф.

____________ Б.Г. Зиганшин

«17» марта 2016 г.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 для проведения промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине

«Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)»

(приложение к рабочей программе дисциплины)

 

 

 

по направлению подготовки

38.03.04 Государственное муниципальное управление

 

Направленность (профиль) подготовки

«Государственная и муниципальная служба»

 

 

Уровень

бакалавриата

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

 

Казань – 2016

 

 

  Составитель: Амирова Эльмира Фаиловна, к.э.н., доцент

                         

 

 

 

Фонд оценочных средств обсуждён и одобрен на заседании кафедры экономики и информационных технологий «11» марта 2016 года  (протокол №10)

 

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор  _________________   Газетдинов М.Х.

             

             

                                    

 

Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии Института экономики «14»  марта 2016 г. (протокол №10)

     

                     Пред. метод. комиссии, к.э.н., доцент   ________________ Гатина Ф.Ф.

 

 

 

 

Согласовано:

Директор  Института экономики,

д.э.н., профессор                                               ________________        Мухаметгалиев Ф.Н.          

 

                      

Протокол ученого совета Института экономики  №7 от «16» марта 2016 г.

1. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению обучения 38.03.04 Государственное муниципальное управление, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)»:

 

Таблица 1.1 – Требования к результатам освоения дисциплины

 

Код компетенции

Содержание компетенций

(в соответствии с ФГОС ВО)

Результаты освоения образовательной программы

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

 

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

2. Уметь:

- использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; 

- искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

- анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности.

 

Таблица 1.2 – Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04 Государственное муниципальное управление направленность (профиль) подготовки «Государственная и муниципальная служба»

 

Наименование дисциплины

Общекультурные

компетенции (ОК)

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Профессиональные компетенции (ПК)

ОК…

ОК 3

ОК…

ОПК 1

ОПК 2

ОПК…

ПК 1

ПК  2

ПК 3

ПК- ….

ПК 14

ПК 15

ПК 16

ПК …

Этапы  формирования компетенций

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

Экономическая теория

(микро- и макроэкономика, мировая экономика)

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве этапов формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы указываются курсы:

Этапы формирования компетенций

Курсы

1 этап

Дисциплины (модули) 1-2 курсов,

учебная практика

2 этап

Дисциплины (модули) 3 курса,

производственная практика

3 этап

Дисциплины (модули) 4 курса,

преддипломная практика

и государственная итоговая аттестация

 

 

 

2. ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ

 

 

Таблица 2.1 – Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций

Код компетенции

Формулировка компетенции

Планируемые результаты освоения компетенций

Критерии и показатели результатов обучения по уровням освоения материала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

Частичное знание базовых экономических понятий, объективных основ функционирования экономики и поведения экономических агентов;  возможных основных целей и направлений государственной экономической политики; названий и определений основных показателей результатов национального производства; методы измерения и оценки рисков, их значение в личном финансовом планировании

Знание базовых экономических понятий, содержащие отдельные пробелы; знание объективных основ функционирования экономики и поведения экономических агентов; принципов ценообразования на финансовых рынках; о роли и месте национальной экономики России в мировой экономике; способов расчета основных показателей результатов национального производства; понятий налоговая база; основных подходов к принятию решений в области управления личными рисками.

Сформированные представления об экономике как системе, включающие базовые экономические понятия, комплексные представления об объективных основах функционирования экономики и их влиянии на поведение экономических агентов о типах экономического роста, об основных показателях результатов национального производства, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и социальной политики государства в современной Российской Федерации, трех уровней налоговой системы (федеральный, региональный и местный); основных методов и возможностей страховой передачи личных рисков.

2. Уметь:

-использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов;  - искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

 - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

В целом успешно, но не системное умение использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов

В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов

Сформированное умение использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности

В целом успешное, но не системное применение методов экономического планирования

 

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы или сопровождающееся отдельными ошибками применение методов экономического планирования

Успешное и системное применение методов экономического планирования

 

Описание шкалы  оценивания

1. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не овладевшему ни одним из элементов компетенции, т.е. обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.

2. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», т.е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, допустившему неточности в ответе на экзамене, но в основном обладающему необходимыми знаниями для их устранения при корректировке со стороны экзаменатора.

3. Оценка «хорошо» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать» и «уметь», проявившему полное знание программного материала по дисциплине, освоившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.

4. Оценка «отлично» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», «уметь» и «владеть», проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, освоившему основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.

5. Оценка «зачтено» соответствует критериям оценок от «отлично» до «удовлетворительно».

6. Оценка «не зачтено» соответствует критерию оценки «неудовлетворительно».

 

 

Таблица 2.2 – Карта компетенции

 

Коды

компетенции

Наименование

компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

Этапы формирования компетенции  в процессе освоения

ОПОП

Виды занятий дляформированиякомпетенции

Оценочные средства

сформированности

компетенции

ОК-3

Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

 

1. Знать:

- базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов;

- основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков;

- условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста

1

Лекции

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация),

коллоквиум

2. Уметь:

-использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов;  - искать и собирать финансовую и экономическую информацию;

 - анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов.

1

Практические занятия

Текущий тест, эссе, проведение деловой (ролевой) игры, контрольная работа

3.Владеть:

- владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг);

- владеть методами личного финансового планирования;

- основами экономических знаний в различных сферах деятельности

1

Практические занятия

Текущий тест, эссе, контрольная работа,

экзамен в тестовой или устной форме,

зачет в тестовой или устной форме

 

3. ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Вопросы к экзамену/зачету

 

Вопросы к зачету

1.   Предмет и методы экономической теории

2.   Безграничность потребностей. Проблема редкости. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей общества. Графическая трактовка.

3.   Рынок. Условия функционирования рынка. Инфраструктура рынка.

4.   Классификация рыночных структур.

5.   Анализ спроса. Графическая трактовка.

6.   Эластичность спроса. Графическая трактовка.

7.   Анализ предложения. Графическая трактовка.

8.   Эластичность предложения. Графическая трактовка.

9.   Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Графическая трактовка.

10.  Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Графическая трактовка.

11.  Взаимовыгодность добровольного обмена. Рента (излишек или выгода) покупателя и продавца. Графическая трактовка.

12.  Государственное вмешательство в рыночное ценообразование. Графическая трактовка.

13.  Дефицит и его последствия.

14.  Общая и предельная полезность. Функции полезности: TU, MU. Полезность и цена товара.

15.  Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия. Графическая трактовка.

16.  Оптимум потребителя. Графическая трактовка.

17.  Эффект дохода. Эффект замены. Парадокс Гиффена. Графическая трактовка.

18.  Понятие издержек: явные, неявные, общие, постоянные и переменные. Графическая трактовка.

19.  Средние и предельные издержки. Графическая трактовка.

20.  Валовой, средний и предельный доход. Понятие прибыли.

21.  Оптимальный объем выпуска продукции. Максимизация прибыли фирмой. Графическая трактовка.

22.  Фирма в условиях совершенной конкуренции. Графическая трактовка.

23.  Чистая монополия. Графическая трактовка.

24.  Монополистическая конкуренция. Графическая трактовка.

25.  Олигополия. Графическая трактовка.

26.  Общая характеристика доходов. Источники доходов. Распределение доходов.

27.  Теория заработной платы. Формы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

28.  Теория ренты. Графическая трактовка.

29.  Теория процента. Ставка ссудного процента.

Вопросы к экзамену

1) Экономическая теория – фундаментальная экономическая наука.

2) Предмет экономической теории, его историческое развитие и многообразие подходов. (Цепочка развития: обмен -> производство -> распределение -> потребление)

3) Методы экономической теории.

4) Экономические законы и категории.

5) Материально-вещественные и личные факторы производства.

6) Потребности и интересы как истоки (предпосылки) хозяйственной деятельности.

7) Разделение труда как материальная основа обмена. Технологические уклады.

8) Кругообороты благ и доходов. Экономические цели производства.

9)    Производство, распределение, обмен, потребление.

10)  Способ производства: производительные силы и производственные отношения.

11)  Хозяйственный механизм. (Система правовых и традиционных норм обуславливающих экономическую деятельность предприятия).

12)  Структура экономических отношений. (микро-, мезо-, макро- и мета уровни).

13)  Экономические системы: формационные и цивилизационные подходы (к истории, а к экономике две системы: распределительная и обменная).

14)  Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

15)  Собственность как основа социально-экономических отношений.

Структура собственности на экономические ресурсы (предпосылки собственности).

16)  Основные формы собственности.

Неизбежность смешанной экономики.

17)  Неоинституционалистская экономическая теория прав собственности. (экономические правомочия собственника и их развитие).

18)  Национализация и разгосударствливание. Причины и последствия.

19)  Товарное производство. Сущность, формы, противоречия, причины.

20)  Товар и его стоимость.

21)  Конкретный труд и абстрактный.

Общественно-необходимые затраты труда.

22)  Развитие обмена и форм стоимости.

Происхождение денег.

23)  Сущность и функции денег.

24)  Стоимость и цена. Закон стоимости.

25)  Рынок. Инфраструктура и институты.

26)  Теория трудовой стоимости.

27)  Превращение денег в капиталл.

Всеобщая формула капиталла.

Постоянный и переменный капиталл.

28)  Рабочая сила как товар. Полезность и величина стоимости.

29)  Процесс самовозрастания стоимости.

Прибавочная стоимость: абсолютная и относительная.

30)  Издержки и факторы производства.

31)  Три вида производительности: предельная, специфическая и убывающая.

32)  Предельная производительность и предельный продукт.

Принцип экономического вменения (предполагаемые издержки).

33)  Теория полезности. Полезность и ценность. Предельная полезность. Шкала Менгера.

34)  Суммарная полезность блага. Законы Госсена.

35)  Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия.

36)  Эффекты цены, дохода и замещения. Уравнение Слуцкого.

37)  Предприятие и предпринимательство. Основные формы предпринимательства.

38)  Кругооборот индивидуального капиталла.

40)  Кругооборот основного капиталла.

Физический и моральный износ. Амортизация

41)  Накопление капиталла и факторы его определяющие.

42)  Издержки производства и прибыль в теории трудовой стоимости.

43)  Два вида конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая.

44)  Средняя прибыль и цена производства.

Марксов закон тенденции средней нормы прибыли к понижению. (его современная трактовка).

45)  Система издержек производства в экономических теориях. Общие, суммарные, фиксированные, средние, предельные издержки.

46)  Издержки в краткосрочных и долгосрочных периодах. Кривая планирования.             Эффект масштабов производства.

47)  Издержки и прибыль. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль.

48)  Внешние эффекты (экстерналии) и трансакционные издержки. (издержки обращения).

49)  Производственный выбор.

Изокванты и изокосты.

50)  Фактор времени и дисконтирования.

51)  Альтернативные теории фирмы.

52)  Спрос и закон спроса.

53)  Предложение и закон предложения.

54)  Рыночное равновесие и цена.

Взаимосвязь изменения спроса и предложения с изменением равновесной цены и объема.

55)  Эластичность спроса и предложения.

56)  Рыночное равновесие и фактор времени.

Мгновенное, краткосрочное и долговременное равновесие.

57)  Совершенная и несовершенная конкуренция.

Эффективная конкуренция и эффективная монополия.

58)  Модель рынка совершенной конкуренции.

59)  Чистая конкуренция и эффективная: преимущества и противоречия.

60)  Рынок чистой монополии.

61)  Рынок олигополии.

62)  Рынок монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

63)  Рыночное равновесие и спрос на экономические ресурсы.

64)  Виды монополистических объединений.

65)  Антимонопольное государственное регулирование.

66) Домашнее хозяйство.

 

Варианты заданий для интерактивных занятий и самостоятельную работу

Деловая (ролевая) игра «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

Цель (проблема):

1. Усвоить понятия «полезность», «функция полезности», «предельная

полезность», «таблица Менгера», «бюджет потребителя», «равновесие потре-

бителя», «ликвидность», «бартер» и др.

2. Понять способ представления функции полезности в виде таблицы

Менгера.

3. Научиться определять оптимальный (равновесный) набор продуктов

при заданных функции полезности и бюджете потребителя в частном случае,

когда функция полезности представлена в виде таблицы Менгера.

4 Приобрести элементарные навыки активного поиска торгового парт-

нера, обсуждения условий сделки, бартерного обмена и т. д.

 

Роли:

• студентов — 12;

• карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9;

• карточек «Фазан» — 3;

• монет — 15.

 

 Ход игры:

1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассматриваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изображается карточкой:

* гусь — красной;

*утка — синей;

* курица — коричневой;

* фазан — зеленой.

2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, поэтому он дороже).

3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец выходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):

* у продавца гусей — 3 гуся и $ 1;

* у продавца уток — 3 утки и $1;

* у продавца кур — 3 курицы и $1;

* у продавца фазанов — 1 фазан и $2.

4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс доллары). Роль доллара у нас выполняет советский «пятак» (можно взять любую монету, вышедшую из обращения).

 5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет потребителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, аналогичную задаче из раздела «Теория».

6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъявить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту.

Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур.

Он получит максимум полезности, если предъявит преподавателю один из следующих наборов:

* 2 гуся, 1 курицу и $1;

* 2 гуся и $2;

* 2 курицы и $2;

* 1 гуся и $3 и т. д.

7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха добиваются студенты, которые громко объявляют о том, какие продукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидностью, а поэтому он ценнее гуся или курицы.

8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет преподавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы исключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в определении равновесного набора.

 

Ожидаемый (е) результат (ы) - усвоение понятий:

Полезность (U) — удовлетворение, полученное человеком в результате потребления некоторого набора продуктов.

Функция полезности — зависимость полезности от объемов потребления продуктов (число независимых переменных этой функции равно числу разных продуктов в наборе).

Предельная полезность i-й единицы продукта (MUi) — прирост полезности набора, достигнутый в результате добавления в него i-й единицы данного продукта при неизменном количестве в наборе всех других продуктов.

Бюджет потребителя — сумма, которую человек может расходовать на приобретение набора продуктов.

Равновесие потребителя — ситуация, когда при заданном бюджете потребитель получает максимальную полезность.

Ликвидность — способность товара быстро обмениваться на другие товары в соответствии со сложившимися рыночными ценами. Деньги — товар с наивысшей ликвидностью.

Бартер — обмен товарами, которые не являются деньгами.

 

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)

При изучении темы «Издержки производства и прибыль» проводится лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), которая направлена на решение студентами задач связанных с определением издержек производства согласно канонам экономической теории . После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т.д.

Цель лекции: направлена на выполнение студентами задач связанных с определением издержек производства, внимательного прослушивания и полного освоения  лекционного материала.

Ожидаемые результаты: в ходе лекция с запланированными ошибками студенты должны освоить и продемонстрировать:

- знания в определении издержек производства;

- иметь представления о сущности понятия «издержки производства»;

- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

Ход лекции: Преподаватель объявляет тему, цель, вопросы лекции, сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические и т.д. В процессе изложения лекционного материала преподаватель намеренно приводит ошибочные определения экономических категорий, трактующих понятие издержек, классификации издержек в соответствии с различными критериями (постоянные, переменные, общие издержки; средние и предельные издержки; бухгалтерский и экономический подход к определению издержек производства)

После изложения  материала по каждому вопросу преподаватель спрашивает у студентов  о замеченных ошибках. Студенты должны назвать ошибки. Преподаватель вместе со студентами обсуждают ошибки и вырабатывают вместе правильные определения, составляют корректные бухгалтерские проводки. Такая форма работы  побуждает  к более качественному усвоению предложенного материала. По окончании лекции  преподаватель подводит итоги лекции, отмечает и оценивает наиболее активных студентов, которые  выявили  намеренно допущенные ошибки.

 

Эссе

Проблемная задача:научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновать.

Главная цель - определение умения  выделять, формулировать и идентифицировать основания конкретной проблемы, демонстрация навыков критического и логического мышления, владение категориально-понятийным аппаратом, проявление эрудиции и общей научной культуры. Эссе - это особый литературный и научный жанр, который (в нашем случае) предполагает размышление или комментарий от первого лица по поводу конкретной проблемы. Оно представляет собой собственную рациональную рефлексию (бук. - отражение разумом) на актуальные философские проблемы. Написание эссе помогает взглянуть на конкретную  проблему  со стороны, дает возможность развить навыки междисциплинарного и комплексного подхода, способствует освоению системного метода.

 

Примерные темы эссе и докладов

 

1.  Методология исследования экономических процессов и явлений.

2.  Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ.

3.  Общественное разделение труда: новые тенденции и их роль в развитии современных рыночных отношений.

4.  Виды и формы собственности и трансформаций отношений собственности в России.

5.  Приватизация и социально-экономические последствия преоб­разований отношений собственности в России.

6.  Теория прав собственности и трансакционные издержки как критерий перехода от неопосредованных к рыночным отношениям.

7.  Преобразования отношений собственности в России и их трансформационные издержки.

8.  Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

9.  Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.

10.  Товарное производство как основа рыночных отношений. (Взаимообусловленность сферы производства и сферы обращения.)

11. Двойственный характер труда: потребительная стоимость и сто­имость и уровни их взаимодействия при выходе на рыночную цену.

12.  Закон стоимости как основа взаимодействия и развития про­изводительных сил и производственных отношений в рыночной эко­номике.

13. Теория факторов производства как основа формирования сто­имости товара и распределения доходов.

14.  Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя).

15.  Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности това­ров и услуг.

16.  Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.

17.  Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность пред­приятий.

18.  Теории денег и их эволюция. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.

19.  Денежная система России и особенности ее функционирова­ния в современных условиях.

20. Теории инфляции и их эволюция.

21.  Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-эко­номические последствия.

22.  Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика.

23.  Количественная теория денег и ее эволюция в монетарных концепциях.

24.  Кредитная система: место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.

25.  Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-де­нежных отношениях.

26.  Рынок рабочей силы. Становление и формирование рынка труда в условиях рыночной экономики.

27. Теории безработицы и их эволюция.

28.  Социально-экономические последствия безработицы и мето­ды ее преодоления.

29.  Виды безработицы, формы их проявления и специфика про­блемы занятости в России.

30.  Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры.

31.  Финансовые источники активизации инвестиционной дея­тельности в России.

32.  Рынок земли, его специфика и факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.

33.  Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поис­ки эффективных форм хозяйствования.

34.  Виды рент, источники их образования и способы' присвоения в условиях сохранения государственной собственности на землю и развития рыночных отношений.

35.  Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: их взаимосвязи и проблемы максимизации последней.

36.  Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур.

37.  Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.

38. Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обнов­ления основного капитала в послеприватизационной экономике России.

39.  Марксистский взгляд на неизбежность возникновения несо­вершенной конкуренции и монополии.

40. Динамика ВВП России и ВНП США и изменение их структу­ры в 90-е годы XX в.: сравнительный анализ.

41.  Совокупный спрос и совокупное предложение и различные модели макроэкономического равновесия.

42.  Модель расширенного воспроизводства, возможности и осо­бенности ее использования в современных условиях.

43.  Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и возможности ее использования применительно к российской эконо­мике.

44.  Классическая модель макроэкономического равновесия и со­временные ее модификации.

45.  Экономический рост и проблемы экологии. Инвестиции как источник экономического роста. Их социально-экономическая эф­фективность.

46.  Сравнительный анализ марксистской, кейнсианской и клас­сической моделей экономического роста.

47.  Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.

48. Цикличность экономического развития: ее природа и методы антициклического регулирования.

49. Структурные сдвиги в экономике России 90-х годов и направле­ния оптимизации структуры ее народно-хозяйственного комплекса.

50.  Структурная и инвестиционная политика государства в пере­ходной экономике России.

51. Десять лет экономических реформ в России: итоги и перспек­тивы.

52.  Государственное регулирование экономики: современные тен­денции.

53.  Рыночный механизм формирования доходов и социальная по­литика государства.

54.  Государственное регулирование цен и заработной платы: про­блемы и перспективы.

55.  Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.

56.  Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс че­ловеческого развития.

57.  Налоги как инструмент государственного регулирования эко­номики.

58.  Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности.

59.  Налоговая система России и основные направления ее совер­шенствования.

60.  Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации.

61.  Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социаль­ной справедливости.

62.  Динамика доходов и богатства России переходного периода (90-е годы XX в.).

63. Современные тенденции международной миграции капитала и проблемы его бегства из России.

64.  Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма.

65.  Тенденции усиления мирохозяйственных связей и место Рос­сии в этом процессе.

66.  Принципы классификации социально-экономических систем и современные трансформационные процессы в мире.

67: Система противоречий как основа механизма самодвижения социально-экономической системы.

68.  Организационный принцип как всеобщее начало структуриза­ции системы отношений в обществе.

69.  Противостояние модели «общества потребления» и модели ус­тойчивого развития.

70.  Глобализация: альтернативные направления развития.

71.  Этико-экономические принципы структуризации социально-экономических систем.

72.  Этика православия как основа системы ценностей русской нации и специфики социально-экономического развития России.

73.  Возрождение этики русского народа как решающая предпо­сылка формирования модели устойчивого развития России.

74.  Русская философско-экономическая мысль: традиции, совре­менность и переход к духовно-информационному обществу.

 

Требования:Самостоятельная работа представляет собой написание эссе по заданным темам на основе прочтения основной и дополнительной литературы, анализа Интернет-ресурсов.

Компиляция использованных источников не допускается, без их указания (в тексте или списке использованной литературы) цитата не должна превышать более пяти предложений и в общей сумме объема эссе составлять более 1 одной страницы.

Эссе должно быть объемом не более десяти машинописных страниц, включая титульный лист (14 кегель, шрифт TimesNewRoman, полуторный интервал) и список литературы. Первый титульный лист не нумеруется. На нем указывается: название университета, кафедры; тема, Ф.И.О. студента и направление подготовки, Ф.И.О. преподавателя, время написания.

 

Варианты заданий для интерактивных занятий и самостоятельную работу

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ».

 

Цели деловой игры:

- способствовать формированию умений и навыков по анализу и прогнозированию экономической устойчивости предприятия; изысканию недоиспользованных резервов укрепления его финансовой стабильности; выбору управленческих решений по повышению эффективности функционирования предприятия и снижению вероятности его банкротства.

- способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления причин изменения платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности;

- формировать умение экономически грамотно излагать мысли; правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных практических ситуаций; умение отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы и явления;

- обеспечить формирование роли экономиста-менеджера в проведении режима экономии и бережливости, обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, росте доходности предприятия в условиях рыночной экономики.

 Объект деловой игры: хозяйственная деятельность конкретного предприятия.

 Деловая игра по теме «Оценка эффективности деятельности предприятия» проводится со студентами дневной формы обучения на практических занятиях. Обязательным условием проведения деловой игры является применение персонального компьютера.

В деловой игре принимают участие три группы исполнителей:

- работники аналитической группы;

- руководители функциональных служб предприятия (начальники отделов сбыта, маркетинга, менеджмента);

- заместитель генерального директора по финансовым вопросам.

В соответствии с этим вся студенческая группа, принимающая участие в деловой игре, разделяется преподавателем (выполняющем в данном случае роль генерального директора) на 2-3 группы управленческого персонала отдельного предприятия (группы управленческого персонала) из 10-12 человек, в каждой из которых назначается:

- заместитель генерального директора по финансовым вопросам;

 - начальник аналитического отдела (в подчинении которого находится аналитическая группа);

- начальник отдела сбыта;

- начальник отдела маркетинга;

- начальник отдела менеджмента.

Каждая группа управленческого персонала  занимается анализом и прогнозированием экономической устойчивости отдельного предприятия.

Результаты деятельности каждой группы управленческого персонала и каждой группы исполнителей оцениваются на собрании у генерального директора на основе представления отчетов о проделанной работе. Собрание проводится на семинарском занятии и назначается преподавателем. Итоговая оценка каждому участнику деловой игры выставляется по следующим параметрам:

- качество и объем проделанной аналитической работы;

- активность участника на заключительном собрании;

- отзывы об этом участнике других членов его группы исполнителей и группы управленческого персонала. 

Сценарий проведения деловой игры.

Этап 1.Аналитическая группа проводит анализ коммерческой (финансовой) деятельности своего предприятия.

Этап 2.Начальник аналитического отдела совместно с начальниками отделов сбыта, маркетинга и менеджмента на основе информации, представленной аналитической группой, выясняют причины и «виновников» полученных результатов, разрабатывают мероприятия по стабилизации работы предприятия, улучшения финансовых результатов, укрепления финансового состояния.

Этап 3.Заместитель генерального директора по финансовым вопросам изучает представленные ему отчеты аналитической группы и начальников функциональных отделов и готовит на его основе доклад на тему: «Анализ и прогнозирование устойчивости функционирования предприятия в условиях рынка». Данный доклад – это своего рода резюме, поэтому должен включать в себя основные положения и идеи отчетов двух групп исполнителей, выводы, к которым они пришли в процессе своей работы.

Этап 4.Собрание у генерального директора предприятия.Генеральный директор и отдельные группы исполнителей заслушивают доклад заместителя генерального директора по финансовым вопросам и принимают участие в обсуждении представленного материала, параллельно отвечая на вопросы генерального директора, возникающие в процессе обсуждения. После утверждения доклада своего заместителя в качестве отчета о проделанной работе, генеральный директор выставляет оценки всем участникам деловой игры (с учетом оценок, полученных на предыдущих этапах). 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛОКВИУМОВ:

 

1.    Что означает термин «Экономическая теория»?

2.    Какова роль экономической теории в системе экономических наук?

3.    Как исторически менялось представление о предмете экономической теории?

4.    Какова современная трактовка предмета экономической теории?

5.    Какие функции выполняет экономическая теория?

6.    Что значит «методология исследования» и какие ее основные подходы исполь­зуются в познании экономической реальности?

7.    Какие методы применяются в экономических исследованиях?

8.    Какие направления существуют в современной мировой экономической науке?

9. Что понимается под экономической системой?

10.Какие могут быть типы экономических систем?

11.Какие проблемы решает любая экономическая система?

12.Что такое административно-командная экономическая система?

13.Что характеризует рыночную экономику?

14.Какие виды экономических систем занимают приоритетные позиции в начале XXIв. ?

15.Что такое объективные и субъективные составляющие системы?

16.Что составляет основу экономической системы?

17.В чем суть отношений собственности?

18.Какие условия необходимы для формирования функциональных отношений собственности?

19.Что такое отношения владения?

20.Каким образом абстрактные отношения собственности конкретизируются?

21.В каких формах существуют отношения собственности?

22.Какова цель трансформации отношений государственной собственности в част­ную собственность?

23.Какими могут быть модели трансформации отношений собственности?

24.Что такое национализация и приватизация?

25.Как изменяются функции государства после проведения приватизации?

26.Какие периоды прошел процесс приватизации в России?

27.Насколько актуальна проблема человека в мире экономики?

28.Какую область жизнедеятельности человека исследует экономическая теория?

29.Что понимается под хозяйственной деятельностью людей?

30.Чем объясняется рациональное поведение людей?

31 .Какие стадии включает в себя хозяйственная деятельность людей?

32.Что такое модель человека и для чего необходимо ее построение?

33.Какие модели человека разработаны в экономической теории?

34.Какая модель человека была разработана английской классической школой?

35.Какую модель человека создали маржиналисты?

36.Что нового внесли неоклассики в разработку модели человека?

37.В чем особенность концепции человека, разработанной исторической школой?

38.Что представляют собой современные модели человека?

39.Какова роль человека в экономической системе общества?

40.Какова структура атрибутивных свойств человека?

41.Какова структура исторических форм человека?

42.Какова структура воспроизводственных ролей человека?

43.Что такое производство? Воспроизводство?

44.Что такое предметы труда, средства труда?

45.Что такое физический моральный износ?

46.Что такое производительность и интенсивность труда?

47.Что такое потребление, распределение и обмен?

48.Что такое конечный общественный продукт?

49.Чем объясняется неустойчивость и недостаточная эффективность современного типа экономического развития?

50.Какие проблемы относятся к разряду эколого-экономических?

51 .В чем заключается «вина» экономики в росте экологических проблем?

52.В чем заключаются основные противоречия между экономикой и экологией?

53.Какова связь между экологическими процессами и экономическим ростом?

54.Почему эколого-экономические проблемы носят глобальный характер?

55.Почему невозможно разрешение экологических проблем в отдельной стране?

56.Какие существуют подходы к решению эколого-экономических проблем?

57.В чем заключается несовершенство современных способов экологического ре­гулирования экономики?

58.Как влияет экологизация экономики на развитие мировых рынков?

59.Каковы особенности эколого-экономической ситуации в России?

60.Каковы важнейшие направления выхода России из системного эколого-экономического кризиса?

61.Что такое капитал?

62.Что выражает норма прибавочной стоимости?

63.Что показывает норма прибавочной стоимости?

64.На какие части делится капитал?

65.Что такое кругооборот капитала и что он показывает?

66.В каких формах существует капитал?

67.Что представляет собой норма прибыли?

68.Особенности торгового и ссудного капитала?

69.Что такое кредит?

70.Что такое земельная рента и какие виды ренты вам известны?

71.Что такое цена земли?

72.Каковы условия возникновения товарного производства?

73.Что такое товар?

74.В чем заключается двойственный характер товара?

75.Что такое закон стоимости и каковы его функции?

76.Что такое деньги и как они возникли?

77.Какие функции выполняют деньги?

78.В каких формах существуют деньги?

79.Каковы особенности современных денег?

80.Какова сущность понятия «рынок» ?

81. Какова роль потребителя в рыночной экономике?

82.Какова сущность и признаки свободного рынка?

83.В чем сущность понятий «спрос» и «предложение» ?

84.Что такое равновесная цена?

85.Каким образом действует механизм саморегуляции рынка?

86.Каковы положительные черты рыночных отношений?

87.Какие социально-экономические потребности общества не в состоянии удовле­творить рынок?

88.Какие условия необходимы для бесперебойной работы рынка?

89.Что понимается под резервными роста экономики?

90.Какие факторы могут ограничить мобильность перелива ресурсов из одной от­расли в другую?

91.Что такое инфраструктура рынка и в чем ее значение для функционирования рыночной экономики?

92.Какую связь характеризует закон спроса?

93.Какую зависимость выражает закон предложения?

94.Какие факторы определяют эластичность спроса по цене?

95.Чем характеризуется эластичность спроса по доходу?

96.Какую закономерность выражает эластичность предложения?

97.Каковы исходные компоненты теории потребительского поведения?

98.Какие виды оценок прежде всего важны для потребителей?

99.В чем проявляется зависимость между теорией полезности и законом спроса?

100.Что такое фирма?

101.Что такое производственная функция?

102.Что такое издержки фирмы?

103.Что представляют собой экономические издержки?

104.В чем состоят различия между бухгалтерской и экономической прибылью?

105.Какова структура издержек?

106.Почему в долгосрочном периоде все издержки фирмы можно считать пере­менными?

107.Что означает конкуренция, и какие функции она выполняет?

108.Какой доход называется валовым, средним, предельным?

109.В каких случаях возникает неконкурентный рынок, и какие существуют его ви­ды?

110.В чем суть монопольной власти над рынком?

111.Почему монополист прибегает в ценовой дискриминации?

112.На каком рынке действует монополистическая конкуренция? Каковы ее по­следствия?

113.Что представляет собой олигополия и каковы ее признаки?

114.Каковы цели и направления антимонопольной политики?

115.Что называется рынком факторов производства, и каковы его отличия от рынка товаров и услуг?

116.От чего зависит спрос и предложение на рынке факторов производства?

117.Что понимается под предельным физическим продуктом, предельными из­держками ресурса, предельной доходностью ресурса?

118.Каковы особенности ценообразования на факторы производства?

119.Что означает экономическое равновесие на рынке факторов производства?

120.Что такое рынок труда, и каков его особенности?

121.Какими факторами определяется спрос на труд?

122.Что определяет предложение труда?

123.Каким образом устанавливается равновесие на рынке труда?

124.По каким критериям дифференцируется заработная плата?

125.Что такое человеческий капитал?

126.Какие факторы называются вещественными?

127.В чем смысл операций наращивания процентов и дисконтирования?

128.Чем отличаются реальная и номинальная ставка процента?

129.В чем специфика рынка земли?

130.Чем определяется спрос на землю?

131.Чем определяется эффект издержек и эффект замещения?

132.Что такое общественное благо?

133.Кто и как обеспечивает население общественными благами?

134.Что такое национальная экономика? Каковы ее основные характеристики? 135. Что такое ВВП, ВНП?

136.Какие функции выполняет государство в рыночной экономике?

137.Какие методы использует государство в процессе регулирования экономики?

138.Что такое экономическая политика государства, и каковы ее виды?

139.Каковы особенности экономической политики в России?

140.Что представляет собой макроэкономическое равновесие?

141.Какие факторы оказывают влияние на совокупный спрос?

142.Что такое совокупное потребление, и какие факторы определяют его величину?

143.В чем заключаются принципиальные отличия между сбережениями и потреб­лением?

144.Что такое инвестиции, и каковы их виды?

145.Что такое экономический рост?

146.Каковы факторы и основные показатели экономического роста?

147.Что такое экономическое развитие?

148.Почему в последние два десятилетия темпы экономического роста мировой экономики замедлились?

149.Каковы перспективы экономического роста?

150.Какие виды циклов характерны для современного экономического развития?

151.Из каких фаз состоит экономический цикл? В чем их особенности?

152.Что такое экзогенный и эндогенный НТП?

153.Что представляет собой финансовая система общества, ее задачи, структура?

154.Какие функции выполняют государственные финансы?

155.Каковы инструменты налогово-бюджетной политики и как они сочетаются между собой?

156.Что такое госбюджет и как он управляется (балансируется)?

157.В чем суть инфляции как экономического явления?

158.Каковы виды и формы проявления современной инфляции?

159.Можно ли измерить уровень инфляции?

160.Какое влияние оказывает инфляция на ход экономического развития?

161.Какова основная цель и важнейшая составляющая антиинфляционной полити­ки?

162.Каковы особенности антиинфляционной политики в России?

163.Какова сущность понятия «безработица»?

164.Каковы основные виды безработицы и в чем заключаются их особенности?

165.Какие показатели характеризуют безработицу?

166.Каковы причины безработицы?

167.Неизбежно ли наличие безработицы в современных условиях?

168.Каковы негативные экономические социальные последствия безработицы?

169.Каковы особенности российской безработицы?

170.Чем вызвана необходимость перехода России к рынку?

171.В чем причины кризисного состояния жизни в России?

172.Какова структура отечественной банковской системы?

173.Какие виды банков существуют и каковы их функции?

174.Что такое рынок ценных бумаг и какие функции он выполняет?

175.Что такое НТП и какое место он занимает в прогрессе обществе?

176.Как связаны НТР и НТП?

177.Какова сущность налогов?

178.Что такое налоговая система?

179.Какие функции выполняют налоги?

180.Каковы пределы фискальной функции налогов?

181.Каковы общие принципы налогообложения?

182.Как определить «тяжесть налогообложения» и как она измеряется?

183.Какие существуют виды налогов?

184.По каким направлениям происходит адаптация налоговой системы России к рыночным условиям?

185.В чем сущность аграрных отношений? Почему их необходимо выделять а осо­бую группу?

186.Что такое земельная рента? Почему ее называют незаработанным доходом?

187.Что такое агробизнес и какова его сущность?

188.Каково содержание понятия «национальные интересы страны» ?

189.Какие угрозы препятствуют реализации интересов России в сфере националь­ной безопасности?

190.Что понимается под «экономической безопасностью» ?

191.В чем состоит первоочередная роль государство в обеспечении экономической безопасности?

192.Каковы угрозы экономической безопасности, их классификация?

193.Как взаимодействуют открытость, независимость и структура национальной экономики?

194.Чем обусловлена криминализация российской экономики?

195.Что такое социальная и имущественная дифференциация в экономике России?

196.Каковы негативные тенденции в воспроизводстве населения России?

197.Каковы показатели экономической безопасности?

198.Какие меры и механизмы экономической политики направлены на обеспече­ние экономической безопасности?

199.Что такое внутренняя и внешняя составляющая экономической безопасности?

200.Назовите стратегические задачи России по выходу из экономического кризиса

 

Вопросы к тесту (15-20)

Демонстрационная версия

1.  Экономическая теория (философия) хозяйства охватывает исследование про­цессов, которые включают:

а) сферу материального производства;

б) сферу нематериального производства;

в) сферу стоимостных отношений;

г) жизнедеятельность человека и общества.

 

2.  В экономике человек рассматривается, прежде всего, как:

а) создатель и носитель духовных ценностей;

б) естественный носитель всех общественных отношений;

в) потребитель благ;

г) творческая личность.

 

3.  В теории хозяйства объектом исследования является поведение:

а) экономического человека;

б) лиц наемного труда;

в) лиц свободных профессий;

г) естественного человека.

4.  В политической экономии человек выступает в качестве:

а) создателя материального богатства;

б) носителя духовных ценностей;

в) носителя рабочей силы;

г) созидателя своего мира и бытия.

5.  Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

а) средства производства;

б) человек и средства производства;

в) производительные силы и научно-технический прогресс;

г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

6.  Рабочая сила представляет собой:

а) трудовую деятельность;

б) средство производства благ;

в) состояние духа человека;

г) совокупность способностей человека для трудовой деятель­ности.

7.  Предметом труда является:

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

8.  К средствам труда относится все то:

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен человеческий труд;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

 

9.  Каждая точка кривой производственных возможностей харак­теризует:

а) минимальный объем выпуска продуктов;

б) максимальный объем выпуска продуктов;

в) лучшие комбинации выпуска продуктов;

г) альтернативные комбинации товаров при заданном коли­честве ресурсов.

 

10.Каждому из приведенных ниже определений найдите соответ­ствующее понятие (1 – абстракция, 2 – анализ, 3 – синтез, 4 – ин­дукция, 5 – дедукция, б – экономическая модель, 7 – нормативная экономика):

а) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

б) метод исследования, при котором отвлекаются от случай­ных, неустойчивых черт, связей;

в) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;

г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности;

д) экономическое знание, использующее оценочные сужде­ния относительно того, какой должна быть экономика;

е) мышление, которое направлено на выявление специфичес­ких свойств в явлениях;

ж) мышление, которое сориентировано на выявление того  общего, что связывает, объединяет отдельные стороны яв­лений.

11.Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отно­шения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

12.Экономическая модель предназначена для:

а) раскрытия экономических принципов и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;

г) объяснения того, как функционирует национальная эконо­мика и отдельные ее сферы.

 

13.Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) цена строительства стадиона в будущем году;

б) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона;

в) оплата его охраны и другого персонала;

г) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

 

14.Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимого количества товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

 

15. Какая функция экономики направлена на то, чтобы объяснять, как функционирует экономика, в чем сущность, причины и последствия тех или иных экономических явлений:

а) практическая;

б) познавательная;

в) исследовательская;

г) наблюдения.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Структурные элементы компетенций, отражающие уровень знаний, умений, навыков в результате освоения дисциплины, этапы формирования компетенций, виды занятий для формирования компетенций, оценочные средства сформированности компетенций приведены в карте компетенций (таблица 2.2). В соответствии с картой компетенции для проведения процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)» применяются следующие методические материалы:

Приводятся виды текущего контроля и критерии оценивания учебной деятельности по каждому ее виду по семестрам, согласно которым происходит начисление соответствующих баллов.

Лекции оцениваются по посещаемости, активности, умению выделить главную мысль.

Лабораторные занятия оцениваются по самостоятельности выполнения работы, грамотности в оформлении, правильности выполнения.

Практические занятия оцениваются по самостоятельности выполнения работы, активности работы в аудитории, правильности выполнения заданий, уровня подготовки к занятиям.

Самостоятельная работа оценивается по качеству и количеству выполненных домашних работ, грамотности в оформлении, правильности выполнения.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета или экзамена. 

Критерии оценки экзамена в тестовой форме: количество баллов или удовлетворительно, хорошо, отлично.Для получения соответствующей оценки на экзамене по курсу используется накопительная система балльно-рейтинговой работы студентов. Итоговая оценка складывается из суммы баллов или оценок, полученных по всем разделам курса и суммы баллов полученной на экзамене.

Критерии оценки уровня знаний студентов с использованием теста на экзамене по учебной дисциплине

Оценка

Характеристики ответа студента

Отлично

86-100 % правильных ответов

Хорошо

71-85 %

Удовлетворительно

51- 70%

Неудовлетворительно

Менее 51 %

 

         Количество баллов и оценка неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично определяются программными средствами по количеству правильных ответов к количеству случайно выбранных вопросов.

Критерии оценивания компетенций следующие:

1.         Ответы имеют полные решения (с правильным ответом). Их содержание свидетельствует об уверенных знаниях обучающегося и о его умении решать профессиональные задачи, оценивается в 5 баллов (отлично);

2.         Более 71 % ответов имеют полные решения (с правильным ответом). Их содержание свидетельствует о достаточных знаниях обучающегося и его умении решать профессиональные задачи – 4 балла (хорошо);

3.         Не менее 51 % ответов имеют полные решения (с правильным ответом). Их содержание свидетельствует об удовлетворительных знаниях обучающегося и о его ограниченном умении решать профессиональные задачи, соответствующие его будущей квалификации – 3 балла (удовлетворительно);

4.         Менее 51 % ответов имеют решения с правильным ответом. Их содержание свидетельствует о слабых знаниях обучающегося и его неумении решать профессиональные задачи – 2 балла (неудовлетворительно).

 

 

 

 

Критерии оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков по результатам экзамена в устной форме:

Оценка «отлично» выставляется, если дан полный, развернутый ответ на  поставленный теоретический вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая    структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений. Умеет тесно увязывать теорию с практикой. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента. Могут быть допущены  недочеты в определении  понятий,  исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа или с помощью "наводящих" вопросов преподавателя.

Оценка «хорошо» выставляется, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен. Ответы на дополнительные вопросы логичны, однако допущены  незначительные  ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью "наводящих" вопросов преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки  при определении сущности раскрываемых понятий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных  признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение  раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает понимать связь между знаниями только после подсказки преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент испытывает значительные  трудности в ответе на экзаменационные вопросы. Присутствует масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов. Речь неграмотна. На дополнительные вопросы студент не отвечает.

Оценка «зачтено» соответствует критериям оценок от «отлично» до «удовлетворительно».

Оценка «не зачтено» соответствует критерию оценки «неудовлетворительно».

Критерии оценки деловой (ролевой) игры: количество баллов или удовлетворительно, хорошо, отлично

1)    пять баллов. Предъявлены $4;

2)    четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъявлен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то необходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый доллар);

3)    три балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, но студенту не удалось совершить нужный обмен и сданный набор не является равновесным (продавец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей);

4)    два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен набор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта);

5)    один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден).

Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов.

 

Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количество баллов.

Критерии оценки лекции с запланированными ошибками (лекция-провокация): оценка «зачтено» выставляется студенту, если он: продемонстрировал способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, знания в учете тех или иных объектов; имеет представления о теоретической базе. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент испытывает значительные  трудности в ответе на вопросы. Присутствует масса существенных ошибок в определениях терминов, понятий, характеристике фактов. Речь неграмотна. На дополнительные вопросы студент не отвечает.

Написание эссе по заданным темам производят на основе прочтения основной и дополнительной литературы, анализа Интернет-ресурсов.

Критериями оценки эссе являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению. Новизна текста определяет, прежде всего, самостоятельностью в постановке проблемы, формулированием нового аспекта известной проблемы, наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений. Одним из критериев оценки работы является анализ использованной литературы. Определяется, привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, справки и т.д.).

Степень раскрытия сущности вопроса – наиболее важный критерий оценки работы студента над эссе. В данном случае определяется: а) соответствие плана теме эссе; б) соответствие содержания теме и плану эссе; в) обоснованность способов и методов работы с материалом, способность его систематизировать и структурировать; г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Также учитывается соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения; владение терминологией; соблюдение требований к объёму эссе.

Критерии оценки эссе:

Оценка «отлично» выставляется если в эссе обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ  различных точек  зрения  на рассматриваемую  проблему  и логично  изложена собственная  позиция;  сформулированы  выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы при защите.  

Оценка «хорошо» выставляется если основные требования к эссе выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём эссе; имеются упущения в оформлении, на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.         Оценка «удовлетворительно» выставляется если в работе имеются существенные отступления от требований к эссе. В частности,  тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании эссе; отсутствуют выводы, допущены ошибки на дополнительные вопросы при защите.     

Оценка «неудовлетворительно» эссе представлен, но тема эссе не раскрыта, обнаруживается существенное   непонимание   проблемы   или   эссе   не   представлен студентом.

Критерии оценки текущих тестов: если студент выполняет правильно до 51% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно»; если студент выполняет правильно 51-70% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «удовлетворительно»; если студент выполняет правильно 71-85 % тестовых заданий, то ему выставляется оценка «хорошо»; если студент выполняет правильно 86-100% тестовых заданий, то ему выставляется оценка «отлично».

Критерии оценки контрольных работ студентов заочного обучения:

            «Зачтено» ставится если контрольная работа выполнена в срок, не требует дополнительного времени на завершение; контрольная работа выполнена полностью: решены все задачи, даны ответы на все вопросы, имеющиеся в контрольной работе; без дополнительных пояснений используются знания, полученные при изучении дисциплин; даны ссылки на источники информации и ресурсы сети Интернет, использованные в работе; контрольная работа аккуратно оформлена, соблюдены требования ГОСТов;

«Незачтено» ставится если контрольная работа не выполнена в установленный срок, продемонстрировано полное безразличие к работе, требуется постоянная консультация для выполнения задания; в контрольной работе присутствует большое число ошибок; не полностью или с ошибками решены задачи, даны неполные или неправильные ответы на поставленные вопросы; отсутствуют ссылки на источники информации и ресурсы сети Интернет, использованные в работе; контрольная работа выполнена с нарушениями требований ГОСТов; контрольная работа выполнена по неправильно выбранному варианту.