Статьи и лекции по аграрной экономике

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

 
Главная задача любой экономической системы повышение жизненного уровня населения. Решение этой проблемы предполагает глубокие социально-экономические преобразования, проведение аграрных реформ в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей и при его участии, уничтожение отживших отношений, ликвидацию монополий и т. д.
 
Исторический опыт развития различных регионов мира показал путь наиболее эффективного развития социального прогресса. Во многих регионах Азии, Африки и Латинской Америки крестьянство продолжает оставаться безземельным и малоземельным. Как никогда остро стоит здесь вопрос о преобразовании аграрного строя и изменении производственных отношений в деревне. Трудящиеся деревни ведут упорную борьбу за перераспределение земли, за право на труд, все настойчивее требуют проведения коренной аграрной реформы, как необходимого условия для своего существования. Развертывающаяся борьба за преобразование сельского хозяйства на кооперативных началах является основным фактором экономического развития этих стран. Главное требование крестьян - дать землю тем, кто ее обрабатывает.
 
В некоторых развивающихся странах проведены мероприятия по изъятию земель у иностранных монополий и плантаторов-европейцев. Эти земли распределены между безземельными и малоземельными крестьянами. Часть земель отведена под государственные хозяйства, опытные станции и т. п.
 
Опыт становления земельных отношений в высокоразвитых странах служит примером для решения задач укрепления общества, всемерного развития индустрии, кооперативного сельского хозяйства, грамотного руководства народным хозяйством с учетом условий каждой страны.
 
Многие развивающиеся страны используют метод стратегического планирования для повышения темпов подъема своей экономики, составляют перспективные пяти-восьми- летние планы, а некоторые - десятилетние. В Судане, ОАР и на Цейлоне составлены десятилетние программы развития народного хозяйства. На основе перспективных планов, рассчитанных на длительный период, составляются годовые планы. В перспективных и годовых планах этих стран предусматривается развитие всей экономики, в том числе государственного и частного секторов.
 
Россия, как и другие страны, оказывает всемерную помощь африканским народам, расширяет дружественные связи с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
 
Дальнейшее развитие мирового сельского хозяйства в области экономики охватывает все сферы общественного воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. В сфере сельского хозяйства особо важное значение имеет продовольственный вопрос - один из крупных вопросов мировой политики. Особенно остро он стоит в странах, освободившихся от колониального ига, где подчас не обеспечиваются и минимальные потребности в продовольствии. Экономически развитые страны стараются использовать в своих политических интересах продовольственные трудности, превратить продовольственную помощь в орудие влияния на внутреннюю и внешнюю политику этих стран.
 
Во всех странах мира сельскому хозяйству, и прежде всего решению проблемы производства зерна и продуктов животноводства, уделяется большое внимание.
 

ПРЕДМЕТ КУРСА «МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

 
Познание основных закономерностей развития экономики вообще и экономики сельского хозяйства в частности является важнейшим и необходимым условием подготовки экономистов-аграрников.
 
Сельское хозяйство России и всех стран содружества развивается в условиях нарастания и расширения сферы экономического влияния западной системы хозяйства. 
 
Сельскохозяйственное производство высокоразвитых стран, и прежде всего США, не только демонстрирует преимущества производственных отношений в деревне, но и оказывает все возрастающее воздействие на развитие всего мирового сельского хозяйства. Успешное разрешение аграрного вопроса в РФ и других переходных и развивающихся странах, осуществление кооперирования крестьянства и достижение на этой основе быстрого подъема сельскохозяйственного производства и материального благосостояния тружеников деревни служат примером для крестьянства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
 
Для подготовки высококвалифицированных экономистов возникает необходимость сочетать изучение экономики сельского хозяйства с познанием основных проблем развития мирового сельского хозяйства, как в разрезе противостоящих друг другу двух социально-экономических систем, так и в разрезе отдельных стран, входящих в эти системы.
 
Изучение основных экономических процессов, происходящих в сельском хозяйстве зарубежных стран, а также знание конкретных особенностей развития сельскохозяйственного производства и аграрных отношений в отдельных странах повышает уровень подготовки экономистов. В целях подготовки высококвалифицированных экономистов для сельского хозяйства на экономических факультетах сельскохозяйственных вузов введено изучение курса «Мировое сельское хозяйство».
 
Предметом и основным содержанием курса «Мировое сельское хозяйство» является изучение основных особенностей развития сельскохозяйственного производства, аграрного строя и экономических отношений в сельском хозяйстве стран многообразных экономических систем, мирового хозяйства в целом, а также отдельных стран и отдельных региональных межгосударственных объединений внутри этих систем с целью возможного использования опыта ведения сельскохозяйственного производства.
 
За прошедшие 20 с лишним лет изменилась экономика сельского хозяйства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Для преодоления экономической отсталости и улучшения перспектив своего хозяйственного развития эти страны налаживают сотрудничество с другими странами. Для оказания помощи РФ посылает своих специалистов, которые знакомятся с экономикой сельского хозяйства этих стран, изучают социальные аспекты развития кооперирования крестьянских хозяйств, их доходы и уровень оплаты труда, культурно-бытовые условия жизни.
 
При составлении учебного курса «Мировое сельское хозяйство» было учтено, что студенты экономических факультетов сельскохозяйственных вузов уже изучили курсы экономической теории и экономики предприятий АПК, статистики, экономической географии, а также отдельных дисциплин по технике и технологии сельскохозяйственного производства.