Перейти к основному содержанию

Предмет, метод и задачи курса "Земельно-имущественные отношения в Республике Татарстан"

Вопросы:

1. Проблемы развития и регулирования ЗИО.

2. Важнейшие элементы и принципы ЗИО.

3. Предмет, методы и задачи курса.

1. Проблемы развития и регулирования земельно-имущественных отношений в Республике Татарстан

 

Регулирование земельно-имущественных отношений (ЗИО) занимает одно из ведущих мест в жизни общества. Это обусловлено как историческими традициями формирования и развития земельного права, так и особой значимостью земли как специфического средства производства в сельском хозяйстве. В настоящее время законодательно закреплены частная, государственная и муниципальная формы собственности на землю, а также права постоянного (бессрочного) пользования землей и ее аренды. Появление и развитие указанных форм и прав земельной собственности требует новых теоретических подходов к осмыслению принципа платности землепользования и выработки соответствующих практических рекомендаций по его реализации через конкретные формы. Однако возникающие в ходе реформ проблемы связаны и с объективными трудностями переходного периода, и с просчетами в проведении реформы. Это объясняется как отсутствием необходимых макроэкономических предпосылок для проведения земельной реформы, так и недостаточной разработанностью системного подхода в исследовании ЗИО.

 

Развитие земельной реформы на современном этапе требует выработки принципиально новых подходов к проблеме ЗИО, исходя из сложившихся экономических реалий, а также учета результатов негативного опыта последних лет реформы. Характер земельно-имущественных преобразований, начавшихся в 1991 году многими оценивается как революционный, предполагающий коренное изменение отношений собственности на землю. Поскольку многие аспекты земельной реформы недостаточно разработаны в теоретическом плане, возникают проблемы практического характера при ее проведении. К ним, прежде всего, следует отнести правовой вакуум в сфере ЗИО, отсутствие целостной программной концепции развития земельной реформы, а также, слабое регулирование рыночного оборота земель со стороны государства. На нынешнем этапе развития результативность земельной реформы невозможна без комплексного решения как общих макроэкономических проблем (стабилизации национального производства, обеспечения устойчивого уровня цен), так и без разработки концептуальных основ развития ЗИО, и возможные перспективы их развития.

 

Отмеченные проблемы требуют системного подхода к анализу ЗИО, при этом особое внимание следует уделить их региональному аспекту. Кроме того, необходимо принимать во внимание качественное состояние земельно-имущественных ресурсов, обустроенность, а также уровень развития и жизнеспособности сельскохозяйственных, промышленных предприятий в регионе.

 

2. Важнейшие элементы и принципы ЗИО.

 

Земельно-имущественные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:

 

  1. формы собственности на землю (частная, государственная, му­ниципальная, общинная и т. п.);
  2. отношения хозяйственного использования земли;
  3. формы управления земельными ресурсами (система политичес­ких, социально- экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию их использования);
  4. способы и методы регулирования ЗИО.

 

Рассмотрим перечисленные аспекты ЗИО подробнее.

 

Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ и является чрезвычайно сложным понятием. Эконо­мические науки рассматривают ее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества (прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые характе­ристики такого присвоения, его отражение в законах, принимае­мых государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами.

 

Собственники земли далеко не всегда являются производителя­ми сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам. Так возникают отношения хозяйственного исполь­зования (например, арендные отношения).

 

Отношения собственности и хозяйственного использования формируют противоречивые экономические интересы, приводя­щие к конфликтам между групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы управления земельны­ми ресурсами со стороны государства, а также разработка методов экономического регулирования земельно-имущественных отношений.

 

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав, структуру, сопод­чинение и механизм совокупного воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие ЗИО социально-экономическим основам обще­ства, необходимость обеспечить финансовую устойчивость эконо­мики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.

 

Существенную роль играют также политические и социально-психологические факторы. К первым из них относятся политичес­кие решения и правовые нормы, способы их осуществления и конт­роля за реализацией, состояние и способность к функционирова­нию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная направленность деятельности партий и общественно-политичес­ких движений. Вторые включают механизмы мотивации, психоло­гические установки и ориентации конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным положением, уров­нем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.

 

В результате исторического развития любого общества посте­пенно складывается определенная иерархия субъектов ЗИО, к которым относятся: физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации (юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее и защища­ющее их интересы, многообразные и часто противоречивые.

 

Субъектами земельно-имущественных правоотношений (ЗИП) называются лица, на­деленные земельными правами и несущие обязанности, предусмот­ренные земельным законодательством.

 

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех ЗИП. Однако в зави­симости от вида этих отношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об участках, для которых установлен определенный правовой режим, непосредственным объек­том процессуальных действий могут быть данные кадастра и мони­торинга земель, решение компетентного органа о предоставлении земельного участка и т. д.

 

Круг объектов ЗИП в сфере государ­ственной и муниципальной собственности определяется законода­тельством. Так, объекты ЗИП федеральной собственности определены Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные участки, предос­тавленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной соб­ственности, а также участки особо охраняемых природных террито­рий федерального значения.

 

К объектам ЗИП государственной соб­ственности субъектов Российской Федерации относятся земли, на­ходящиеся в пределах их административно-территориальных гра­ниц, за исключением земель, составляющих федеральную, муници­пальную, частную или иную форму собственности на землю. Соот­ветственно объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов, насе­ленных пунктов, кроме земель, составляющих государственную, частную, общую собственность. Объектами ЗИП частной и общей собственности выступают индивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельные уча­стки, предоставленные (приобретенные) в собственность в уста­новленном порядке гражданам и юридическим лицам, а также зе­мельные акции и земельные доли (паи) членов коллективов сельс­кохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

 

В сфере государственного управления землями - объект ЗИП находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. Это мо­жет быть:

 

  • весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, госу­дарственного земельного кадастра),
  • земля в пределах определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта),
  • отдель­ный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).

Индивидуально обособленный в установленном порядке зе­мельный участок независимо от правовых оснований его предос­тавления (в собственность, землепользование, аренду) составляет объект ЗИО в области использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом права собствен­ности на землю соответствующего вида.

 

Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объек­там ЗИП относятся также прочно связан­ные с земельными участками объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их на­значению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с зе­мельными участками в нераздельном обороте, если иное не предус­мотрено законом.

 

В правоохранительных ЗИП объектами являются установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельно-имущественных правоотношений.

Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов, главный из которых — вопрос о собственности на землю.

 

Формы земельной собственности и организационно-политичес­кие и правовые механизмы, их реализующие, способны либо уско­рять, либо замедлять развитие экономики. В зависимости от того, на­сколько полноценно субъекты собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее производительного использова­ния, определяется сила мотивов к расширению производства.

 

Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социаль­но-экономической политики и выражается в правилах распределе­ния и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области.

 

ЗИО включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование, уплачивают зе­мельный налог, а за полученные в аренду земельные участки — арендную плату.

 

Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом пло­дородия почв, других природных и экономических условий, местопо­ложения земельного участка и не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности землевладельца. Арендная плата за земельные участ­ки определяется договором между владельцем и арендатором.

 

В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обо­роте, включая порядок установления, изменения и прекращения земельно-имущественных прав и обязанностей. Допускается без изменения целе­вого назначения купля-продажа земельно-имущественных участков (ЗИУ) в собствен­ность гражданам для коллективного и индивидуального садовод­ства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строи­тельства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков.

 

Субъекты Российской Федерации реализуют возможность опре­делять правовые формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение сельскохозяйственных земель на ос­нове утвержденной градостроительной документации.

 

Очень важен экологический аспект ЗИО. Сей­час необходим постоянный учет процессов, происходящих в раз­личных экосистемах и в биосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель.

 

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны окружающей среды.

 

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

 

В развитие данного конституционного положения установлены следующие принципы земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса РФ):

 

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

 

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗИУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

 

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

 

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

 

5) единство судьбы ЗИУ и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельно-имущественных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

 

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

 

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

 

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

 

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

 

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

 

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании ЗИО применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

Данные принципы отражают обусловленный спецификой предмета и целями регулирования комплексный характер земельного законодательства, в систему которого интегрированы нормы разной отраслевой принадлежности, устанавливающие или охраняющие те или иные права, связанные с землей. Наряду с соответствующими положениями Конституции, а также Гражданского кодекса земельное законодательство включает в себя значительное число специальных норм, доминирующих в системе земельно-правовой регуляции, представленные прежде всего Земельным кодексом, рядом других федеральных законов и законодательными актами субъектов РФ, принятых ими в пределах своей компетенции. Кроме того, некоторые, связанные с землей, отношения регулируются нормами административного, налогового, уголовного права в части установления полномочий государственных и муниципальных органов в соответствующей сфере, а также ответственности за нарушение земельно-имущественных прав.

 

3. Предмет, методы и задачи курса

 

Таким образом, исходя из всего вышесказанного предметом изучения курса «Земельно-имущественные отношения в Республике Татарстан» являются земельные отношения по использованию и охране земель, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории республики.

 

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Юристу, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться общественные связи, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства и т.д. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. Метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

 

Задачи курса - изучить:

 

  1. сведения о наличии и состоянии земель в Республике Татарстан;
  2. экологические аспекты использования земель;
  3. характеристику основных вопросов правового обеспечения ЗИО;
  4. вопросы оформления, изъятия, предоставления и оценки земель.